Политехнический словарь-справочник

                 К полному списку слов на букву К

         Предыдущая страница                    Следующая страница

А   Б   В   Г   Д   ЕеЁё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О
П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

 
Колесо  * 
 
Колесо ведомое  * 
 
Колесо ведущее  * 
 
Колесо ветряное  * 
 
Колесо винтовое  * 
 
Колесо водоподъёмное  *  Колесо водочерпальное  * 
 
Колесо водяное  * 
 
Колесо гребное  * 
 
Колесо зубчатое  * 
 
Колесо маховое  * 
 
Колесо обозрения  * 
 
Колесо рабочее  * 
 
Колесо рулевое  * 
 
Колесо спицевое  * 
 
Колесо цевочное  * 
 
                                         

Колесо:

  • - диск или обод со спицами, установленный на оси транспортного средства и служащий для него опорой при движении. Одно из самых гениальных изобретений человека. Самому древнему из обнаруженных археологами колёс около 6 тысяч лет;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - диск или обод со спицами, установленный на оси или валу технического устройства и предназначенный для передачи или преобразования вращательного движения (зубчатое колесо редуктора, лопастное колесо турбины, водяное колесо и т. д.).

 
 
 
♦  Колесо́
 
 
Колесо.
 
Колесо - диск или обод со спицами, установленный на оси транспортного средства и обеспечивающий его передвижение.
 
 
Колесо - диск или обод со спицами, установленный на оси или валу технического устройства и предназначенный для передачи или преобразования 
	      вращательного движения.
 

Колесо ведомое:

  • - колесо транспортного средства, не являющееся движителем, а служащее только опорой при движении;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - колесо механической передачи (зубчатой, фрикционной, ременной и т. д.), которому передаётся энергия от ведущего элемента передачи (колеса, рейки и т. д.).

 
 
♦  Колесо́ ведо́мое
 
 
Колесо ведомое - колесо транспортного средства, не являющееся движителем, а служащее только опорой при движении.
 
 
Колесо ведомое - колесо механической передачи, которому передаётся энергия от ведущего элемента передачи.
 

Колесо ведущее:

  • - движитель колёсного транспортного средства, представляющий из себя колесо, к которому подводится энергия от двигателя;
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - колесо гусеничного движителя, осуществляющее перематывание гусеничной ленты за счёт энергии, передаваемой от двигателя;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - колесо механической передачи (зубчатой, фрикционной, ременной и т.д.), от которого энергия передаётся ведомому элементу передачи (колесу, рейке, червяку и т.д.). В редукторах ведущее колесо обычно называют шестерней.

 
 
 
♦  Колесо́ веду́щее
 
 
Колесо ведущее - движитель колёсного транспортного средства, представляющий из себя колесо, к которому подводится энергия от двигателя
 
 
Колесо ведущее - колесо гусеничного движителя, осуществляющее перематывание гусеничной ленты за счёт энергии, передаваемой от двигателя.
 
 
Колесо ведущее - колесо механической передачи, от которого энергия передаётся ведомому элементу передачи.
 

Колесо ветряное,
ветроколесо,
репеллер

- рабочий орган ветродвигателя, служащий для преобразования кинетической энергии ветра в механическую энергию вращения вала.
 
 
♦  Колесо́ ветряно́е
♦  Ветроколесо́
♦  Репе́ллер
 
 
 
 
Колесо ветряное - рабочий орган ветродвигателя, служащий для преобразования кинетической энергии ветра
	  в механическую энергию вращения вала.
 

Колесо винтовое

- цилиндрическое зубчатое колесо, предназначенное для передачи вращения между валами, оси которых не лежат в одной плоскости (между скрещивающимися валами). Передачи, в которых используются винтовые колёса, называются зубчатыми винтовыми передачами.
 
 
♦  Колесо́ винтово́е
 
Колесо винтовое - цилиндрическое зубчатое колесо, предназначенное для передачи вращения между валами, оси которых не лежат в одной плоскости. Колесо винтовое - цилиндрическое зубчатое колесо, предназначенное для передачи вращения между валами, оси которых не лежат в одной плоскости.

Колесо водоподъёмное,
колесо водочерпальное

- водоподъёмная машина в виде колеса со свободно подвешенными черпаками, которые при вращении колеса зачерпывают воду в водоёме и опорожняются над лотком при нахождении в верхней части колеса.
 
 
♦  Колесо́ водоподъёмное
♦  Колесо́ водочерпа́льное
 
Колесо водоподъёмное - водоподъёмная машина в виде колеса со свободно подвешенными черпаками, которые при вращении колеса зачерпывают воду в водоёме и опорожняются над лотком при нахождении в верхней части колеса. Колесо водочерпальное - водоподъёмная машина в виде колеса со свободно подвешенными черпаками, которые при вращении колеса зачерпывают воду в водоёме и опорожняются над лотком при нахождении в верхней части колеса.

Колесо водяное

- механическое устройство в виде колеса с лопастями или ковшами, преобразующее энергию потока воды в энергию вращательного движения. Один из основных источников энергии до изобретения паровой машины. Водяные колёса использовали в качестве привода мельниц, для подъёма воды в системах орошения и водоснабжения, для откачки воды из шахт, для привода кузнечных молотов, станков и т.д. Основные недостатки водяных колёс - громоздкость и малая мощность.
 
 
♦  Колесо́ водяно́е
 
 
Колесо водяное - механическое устройство в виде колеса с лопастями или ковшами, 
	преобразующее энергию потока воды в энергию вращательного движения.
 

Колесо гребное

- судовой движитель в виде частично погруженного в воду колеса с лопастями (плицами). Гребные колёса широко применялись на пароходах во второй половине 19 и в начале 20 века. Применялись две основные разновидности гребных колёс - кормовые и бортовые. Их основные недостатки - низкий коэффициент полезного действия при высокой скорости движения судна, зависимость эффективности работы от осадки и невозможность работы при сильной качке. В настоящее время гребные колёса используются редко.
 
 
♦  Колесо́ гребно́е
 
 
Колесо гребное - судовой движитель в виде частично погруженного в воду колеса с лопастями (плицами).
 
Колесо гребное - судовой движитель в виде частично погруженного в воду колеса с лопастями (плицами).

Колесо зубчатое,
шестерня

- основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого колеса. Цилиндрические колёса могут иметь наружные или внутренние зубья. Зубья выполняются прямыми, косыми, криволинейными и шевронными. Наиболее распространённый профиль зубьев - эвольвентный, реже применяются циклоидальный и круговой. В редукторах принято ведущее малое колесо называть шестерней, а большое ведомое - колесом. Изготавливают зубчатые колёса из стали, чугуна, сплавов цветных металлов и пластмасс.
 
 
♦  Колесо́ зу́бча́тое  
♦  Шестерня́
 
 
 
Колесо зубчатое - основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого колеса.
 
 
Колесо зубчатое - основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого колеса.

Колесо маховое

- массивное колесо, обладающее большим моментом инерции и устанавливаемое на валу машины с неравномерной нагрузкой для выравнивания её хода. Сокращённое и наиболее часто используемое название - маховик. Маховое колесо аккумулирует энергию при увеличении угловой скорости и отдаёт её при уменьшении скорости вращения. Выравнивает нагрузку на валу двигателя и позволяет применять привод меньшей мощности. Используются маховики в поршневых двигателях, компрессорах, насосах, металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, дробилках и многих других машинах с неравномерным вращающим моментом на главном валу.
 
 
♦  Колесо́ махово́е
 
 
Колесо маховое - массивное колесо, обладающее большим моментом инерции и устанавливаемое на валу машины с неравномерной нагрузкой для выравнивания её хода.
 

Колесо обозрения,
чёртово колесо

- аттракцион в виде вращающегося вокруг горизонтальной оси большого колеса, к ободу которого подвешены кабинки для пассажиров.
 
На фотографии колесо обозрения, построенное в 2007 году в китайском городе Тианджин.
 
 
♦  Колесо́ обозре́ния
♦  Чёртово колесо́
 
 
 
Колесо обозрения - аттракцион в виде вращающегося вокруг горизонтальной оси большого колеса,
	 к ободу которого подвешены кабинки для пассажиров.
 

Колесо рабочее

- часть ротора турбины, компрессора, вентилятора или насоса в виде диска с расположенными на нём рабочими лопатками или лопастями, взаимодействующими с потоком жидкости, воздуха, пара или газа.
 
 
♦  Колесо́ рабо́чее
 
 
Колесо рабочее - часть ротора турбины, компрессора, вентилятора или насоса в виде диска с расположенными 
	на нём рабочими лопатками или лопастями, взаимодействующими с потоком жидкости, воздуха, пара или газа.
 

Колесо рулевое

- элемент системы управления в виде колеса, поворачивая которое водитель (рулевой, пилот и т. д.) изменяет положение управляющего органа (управляемых колёс автомобиля, элеронов самолёта, руля судна) и изменяет направление движения транспортного средства. Альтернативные названия рулевого колеса автомобиля - руль и баранка, самолётов и судов - штурвал.
 
 
♦  Колесо́ рулево́е
 
 
Колесо рулевое - элемент системы управления в виде колеса, поворачивая которое водитель изменяет положение управляющего органа 
	  и изменяет направление движения  транспортного средства.
 

Колесо спицевое

- колесо, в котором обод и втулка соединяются спицами.
 
 
♦  Колесо́ спицево́е
 
Колесо спицевое - колесо, в котором обод и втулка соединяются спицами.  

Колесо цевочное

- колесо в виде диска с закреплёнными на нём по окружности цилиндрическими пальцами (цевками) или в виде двух дисков с соединяющими их цилиндрическими стержнями (цевками).
 
 
♦  Колесо́ це́вочное
 
 
Колесо цевочное - колесо в виде диска с закреплёнными на нём по окружности цилиндрическими кулачками (цевками)
	 или в виде двух дисков с соединяющими их цилиндрическими стержнями (цевками).
 
 
               Следующая страница
 
               Предыдущая страница
 

 
          На главную страницу           В начало страницы
 
 
А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  
 

Valid XHTML 1.0 Transitional