Политехнический словарь-справочник |
||
Пароварка * Паровая машина * Паровая турбина * Паровая турбонасосная установка * Паровая тяга * Пароводяная смесь * Паровое отопление * Паровое судно * Паровоз * Паровоз бестопочный * Паровоздухомер * Паровоздушный клапан * Паровоздушный молот * Паровозный тендер * Паровой автомобиль * Паровой двигатель * Паровой котёл * Паровой молот * Паровой насос * Паровой поршневой двигатель * Паровой поршневой насос * Паровой турбонасос * | ||
Пароварка- бытовое кухонное устройство для приготовления пищи на пару. Широко применяются два основных вида пароварок - кастрюли-пароварки и электрические пароварки. Многие азиатские народы в древние времена использовали глиняные пароварки по устройству аналогичные современным металлическим кастрюлям-пароваркам.♦ Парова́рка |
![]() | |
Паровая машина,
- тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу.
Основные типы паровых машин - паровые поршневые двигатели, паровые турбины и роторные (коловратные) паровые двигатели.
Паровые поршневые машины широко использовались с конца 18 до середины 20 века в промышленности и на транспорте.
Паровые турбины применяются с конца 19 века в основном в теплоэнергетике и в качестве двигателей судов, а со второй половины 20 века - в ядерной энергетике.
Роторные паровые двигатели широкого распространения не получили.
|
![]() | ![]() |
Паровая турбина- тепловой двигатель внешнего сгорания (паровой двигатель), преобразующий энергию водяного пара в механическую работу в турбине. В отличие от поршневого парового двигателя, паровая турбина использует не потенциальную, а кинетическую энергию пара. В зависимости от вида теплового процесса паровые турбины делят на 3 основные группы - конденсационные, теплофикационные и специального назначения. Конденсационные паровые турбины служат для превращения максимально возможной части энергии пара в механическую работу. В них весь пар конденсируется после расширения в турбине. В теплофикационных турбинах значительная часть пара отбирается для теплоснабжения. Паровые турбины специального назначения используют остаточную энергию пара, отработавшего в технологических процессах предприятий (металлургических, машиностроительных, химических и т.д.), энергию геотермального пара и т. д. Паровые турбины применяются с конца 19 века в основном в теплоэнергетике и в качестве двигателей судов, а со второй половины 20 века - в ядерной энергетике. Преимущества паровых турбин - высокая экономичность, малые габаритные размеры, простота в эксплуатации.♦ Парова́я турби́на |
![]() | |
Паровая тяга- привод в движение транспортного средства при помощи парового двигателя.♦ Парова́я тя́га |
![]() | ![]() |
Пароводяная смесь- смесь пара и воды. Образуется при пузырчатом кипении воды в паровых котлах, в некоторых теплообменных аппаратах и других технических устройствах, а также иногда в естественных условиях (во многих гейзерах, при извержениях подводных вулканов и т. д.). Плотность пароводяной смеси ниже плотности воды, что обеспечивает в котельных агрегатах и теплообменниках естественную циркуляцию.♦ Пароводяна́я смесь |
![]() | |
Паровое отопление- вид центрального отопления, в котором в качестве теплоносителя используется водяной пар. Для парового отопления может служить пар из сети централизованного теплоснабжения, из паровых котлов, установленных в отапливаемом здании или рядом с ним, или отработавший пар паровых машин. Паровое отопление вытесняется водяным и воздушным отоплением, в которых легко регулируется подача тепла изменением температуры теплоносителя, и которые безопаснее, что особенно важно для отопления жилых помещений. Современные строительные нормы и правила запрещают применение парового отопления в общественных и жилых зданиях. В разговорной речи часто водяное отопление неправильно называют "паровым".♦ Парово́е отопле́ние |
![]() | |
Паровое судно,
- судно, приводимое в движение паровым двигателем. Суда (пароходы) с паровыми турбинами называют также турбоходами.
Первые пароходы были построены в начале 19 века. С середины 19 до середины 20 века пароходы были самыми распространёнными судами.
Вытеснены судами с двигателями внутреннего сгорания (теплоходами) и применяются в настоящее время очень редко.
|
![]() | |
Паровоз- локомотив с паровым поршневым двигателем. Паровозы получили широкое применение вместе с распространением железных дорог в начале 19 века и являлись основным типом локомотивов до середины 20 века. По назначению их делили на пассажирские, грузовые (товарные), маневровые и промышленные. В настоящее время паровозы ещё иногда продолжают работать, а в ряде стран ими осуществляется значительная часть железнодорожных перевозок. На смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, которые значительно экономичнее.♦ Парово́з |
![]() | ![]() |
Паровоз бестопочный- паровоз, у которого нет котла для приготовления пара, а имеется теплоизолированный резервуар, наполняемый паром под давлением из стационарной котельной установки. По мере расходования пара постепенно падает давление в резервуаре и требуется новая зарядка. Поэтому радиус действия бестопочного паровоза небольшой. Такие паровозы широко использовались на территориях со складами огнеопасных и взрывчатых веществ.♦ Парово́з бесто́почный |
![]() | ![]() |
Паровоздухомер- комбинированный вторичный прибор, имеющий одну шкалу и 2 стрелки, одна из которых даёт показания дроссельного паромера, а вторая - дифференциального тягомера. Использование паровоздухомера основано на пропорциональности между расходом воздуха (измеряется дифференциальным тягомером) и паропроизводительностью котла (измеряется дроссельным паромером). Паровоздухомер позволяет регулировать нагрузку и процесс горения стремлением к совпадению показаний стрелок прибора.♦ Паровоздухоме́р |
![]() | |
Паровоздушный клапан- устройство, объединяющее паровой и воздушный клапаны и служащее для предохранения радиатора системы водяного охлаждения двигателя от разрушения при повышении или понижении в нём давления. Нагрев воды в радиаторе приводит к увеличению давления пара. При достижении заданного предельного значения избыточного давления паровой клапан открывается, выпуская пар в атмосферу и уменьшая за счёт этого давление в радиаторе. При охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается разрежение. В этом случае открывается воздушный клапан, в радиатор входит атмосферный воздух и давление возрастает.♦ Паровозду́шный кла́пан |
![]() | |
Паровоздушный молот- кузнечный молот, в котором для привода в действие ударной части используется энергия пара или сжатого воздуха. Одна из самых распространённых машин кузнечно-штамповочного производства. Падающие части паровоздушного молота связаны штоком с поршнем, совершающим возвратно-поступательное движение в цилиндре под действием пара или сжатого воздуха. Пар подаётся от паровых котлов, а сжатый воздух - от компрессора. В зависимости от назначения и особенностей конструкции различают ковочные и штамповочные молоты. Ковочные паровоздушные молоты применяют для свободной ковки и штамповки в подкладных штампах. Станины этих молотов представляют собой конструкции арочного или мостового типа. Штамповочные паровоздушные молоты применяют для горячей объёмной штамповки и для листовой штамповки. Станины штамповочных молотов - рамные составные или цельнолитые конструкции.♦ Паровозду́шный мо́лот |
![]() | |
Паровозный тендер,
- специальный грузовой вагон, сцепляемый с паровозом и служащий для хранения запасов топлива и воды.
|
![]() | |
Паровой автомобиль,
- автомобиль с паровым двигателем. Преимущества парового автомобиля - хорошая тяговая характеристика, бесшумность, долговечность двигателя,
возможность использования практически любого топлива, более низкое содержание вредных компонентов в продуктах сгорания по сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями.
Недостатки - большие габаритные размеры и масса, а также сложность эксплуатации. В конце 19 и в начале 20 века паровые автомобили конкурировали с бензиновыми.
С середины 20 века широкого применения не имеют.
|
![]() | |
Паровой котёл- парогенератор, выполненный в виде котла, в котором к рабочему телу подводится тепло от сжигаемого топлива, электронагревателя (электрический паровой котёл) или отработанных газов теплоэнергетической установки (котёл-утилизатор). Рабочее тело практически всех паровых котлов - вода. Основные виды топлива - газ, мазут и уголь. По конструкции различают два основных вида паровых котлов - водотрубные и газотрубные. В водотрубных котлах по трубам протекает нагреваемая вода, а горячие газы омывают трубы снаружи. Все котлы (жаротрубные, дымогарные и дымогарно-жаротрубные), в которых горячие газы проходят внутри жаровых и дымогарных труб, отдавая тепло воде, окружающей трубы, называются газотрубными. Паровые котлы наиболее широко применяют на тепловых электростанциях, а также в промышленных и отопительных котельных.♦ Парово́й котёл |
![]() | |
Паровой молот- кузнечный молот, в котором для привода в действие ударной части используется энергия пара. По современной классификации паровые молоты относятся к паровоздушным молотам.♦ Парово́й мо́лот |
![]() | |
Паровой насос- насос, для привода которого используется насыщенный или перегретый пар. Широко распространены два основных вида паровых насосов - паровые поршневые насосы и паровые турбонасосы. Наиболее часто паровые насосы применяются при наличии дешёвого пара и при отсутствии электроэнергии или недопустимости её использования по условиям безопасности.♦ Парово́й насо́с |
![]() | |
Паровой поршневой двигатель- тепловой поршневой двигатель внешнего сгорания, преобразующий потенциальную энергию водяного пара в механическую работу. Первые паровые поршневые двигатели были созданы и начали широко применяться в конце 18 века. Около ста лет они были основными и практически единственными двигателями, использовавшимися в промышленности и на транспорте. До середины 20 века паровозы господствовали на железнодорожном транспорте, а пароходы - на морском и речном. В настоящее время паровые поршневые двигатели широкого применения не имеют. Основным преимуществом, которое может вызвать интерес к их использованию, является возможность применять практически любые виды топлива и источники тепла. Паровые поршневые двигатели имеют хорошие тяговые характеристики, надёжны, просты в эксплуатации, допускают большие перегрузки и реверсирование. Их недостатки - низкая экономичность и ограниченная мощность. Коэффициент полезного действия паровых поршневых двигателей, как правило, не превышает 20%, что ниже, чем кпд двигателей внутреннего сгорания.♦ Парово́й поршнево́й дви́гатель |
![]() | ![]() |
Паровой поршневой насос- паровой насос, поршень которого находится на одном штоке с поршнем приводной паровой машины. Обычно паровые поршневые насосы выполняют сдвоенными и шток одного, совершая возвратно-поступательное движение, управляет золотником другого. При крайнем положении поршня одного из насосов поршень другого находится в среднем положении, что уменьшает неравномерность подачи перекачиваемой жидкости.♦ Парово́й поршнево́й насо́с |
![]() | |
Паровой турбонасос,
- центробежный насос с приводом от паровой турбины.
|
![]() | |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||