Политехнический словарь-справочник |
||
Топливо * Топливо авиационное * Топливо высокооктановое * Топливо дизельное * Топливо жидкое котельное * Топливо жидкое синтетическое * Топливо ископаемое * Топливо металлсодержащее * Топливо моторное * Топливо ракетное * Топливо ракетное гибридное * Топливо реактивное * Топливо унитарное * Топливо условное * Топливо химическое * Топливо ядерное * | ||
Топливо- горючее вещество, применяемое для получения тепловой энергии. По происхождению различают природное топливо (уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, древесина, торф и т. д.) и искусственное (кокс, генераторные газы, биотоплива, моторные топлива и т. д.). В зависимости от агрегатного состояния топливо делится на твёрдое, жидкое и газообразное. Практическая ценность топлива определяется количеством теплоты, которое выделяется при его полном сгорании. Например, при сгорании 1 килограмма бензина выделяется 44 МДж, каменного угля - 22 МДж, древесины - 10,2 МДж теплоты. Для сопоставления разных видов топлива и суммарного учёта его запасов вводится понятие условного топлива, для которого низшая теплота сгорания принята равной 29,3 МДж/кг (7000 ккал/кг). В настоящее время термин "топливо" применяется также к другим материалам, которые служат источниками энергии, например ядерное топливо, ракетное топливо и т. д.♦ То́пливо |
![]() | ![]() |
Топливо авиационное,
- топливо для двигателей авиационных летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов). Основным топливом для поршневых двигателей служит авиационный
бензин, а для воздушно-реактивных двигателей - авиационный керосин.
|
![]() | ![]() |
Топливо высокооктановое- предназначенное для использования в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания жидкое моторное топливо, имеющее высокую детонационную стойкость. Для автомобильных и авиационных бензинов детонационная стойкость характеризуется октановым числом. Производится высокооктановое топливо смешением бензина каталитического крекинга с ароматизированным бензином каталитического риформинга, алкилатом или полимербензином. Соотношением компонентов обеспечивается требуемая детонационная стойкость бензина, теплота сгорания, испаряемость, плотность и другие параметры.♦ То́пливо высокоокта́новое |
![]() | ![]() |
Топливо дизельное,
- жидкое нефтяное топливо, применяемое в поршневых двигателях с воспламенением топливовоздушной смеси от сжатия (в дизельных двигателях). Широко применяется аббревиатура ДТ. Устаревшие разговорные названия дизельного топлива - солярка, соляра, соляр.
|
![]() | ![]() |
Топливо жидкое котельное- тяжелые дистилляты нефти, а также продукты полукоксования каменных углей и горючих сланцев, применяемые в стационарных котельных установках и в промышленных печах. Наиболее широко используются в качестве котельного топлива нефтяные мазуты. Сланцевый и угольный мазуты обычно применяются в районах, где есть коксохимические и сланцеперерабатывающие предприятия.♦ То́пливо жи́дкое коте́льное |
![]() | ![]() |
Топливо жидкое синтетическое- горючая жидкость, получаемая синтетическим путём и применяемая в качестве топлива для двигателей. Топливо для поршневых двигателей внутреннего сгорания получают синтезом из смеси водорода H2 и оксида углерода CO, вырабатываемой из твёрдых топлив (углей, битумов, сланцев, древесины и т. д.) и горючих газов (природного газа, метана, биогаза и т. д.). Эта технология позволяет производить бензин с октановым числом от 60 до 80 и дизельное топливо. Выбор сырья для производства синтетического топлива определяется запасами в регионе какого-либо вида горючих ископаемых, уровнем развития технологии их переработки и экономическими соображениями.Синтезируют также высокооктановые компоненты топлив, добавляемые для повышения антидетонационных свойств (полимербензин, алкилбензол, изооктан, алкилбензин). Синтетически получают многие горючие компоненты топлив жидкостных ракетных двигателей (гидразин, амины, спирты и т. д.). ♦ То́пливо жи́дкое синтети́ческое |
![]() | ![]() |
Топливо ископаемое,
- полезное ископаемое, представляющее собой горючее вещество, которое возможно использовать в качестве топлива. Раздичают твёрдые, жидкие и газообразные горючие полезные ископаемые. К твёрдым относятся каменный и бурый уголь,
горючие сланцы, нефтеносные сланцы, нефтеносные пески и торф, к жидким - нефть и газовый конденсат, а к газообразным - природный газ.
|
![]() | ![]() |
Топливо металлсодержащее- ракетное топливо, имеющее в своём составе лёгкий металл (алюминий, магний, бериллий, литий и т. д.) в виде порошка или химического соединения (гидрида, борогидрида, металлоорганического соединения).♦ То́пливо металлсодержа́щее |
![]() | |
Топливо моторное- жидкое или газообразное топливо, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, воздушно-реактивных, газотурбинных и роторно-поршневых). Наиболее широко используемыми моторными топливами являются бензин, керосин и дизельное топливо. В значительно меньших масштабах применяются метан, пропан, этанол и некоторые другие виды топлива, которые рассматриваются в качестве альтернативных.♦ То́пливо мото́рное |
![]() | |
Топливо ракетное- топливо, применяемое в ракетных двигателях. Различают химическое ракетное топливо и ядерное. В настоящее время используется главным образом химическое ракетное топливо. Оно подразделяется на твёрдое, жидкое и гибридное, один компонент которого твёрдый, а другой - жидкий. Жидкое ракетное топливо может быть однокомпонентным (унитарным), двухкомпонентным и многокомпонентным. Наиболее широко используется двухкомпонентное жидкое топливо. Основными показателями ракетного топлива являются его плотность и удельный импульс, который создаёт ракетный двигатель с этим топливом.На фотографии заправка ракеты жидким топливом. ♦ То́пливо раке́тное |
![]() | |
Топливо ракетное гибридное- ракетное топливо, компоненты которого (горючее и окислитель) находятся в различных агрегатных состояниях (один компонент в твёрдом состоянии, а другой в жидком). Ракетные двигатели, работающие на гибридном топливе, также называются гибридными.♦ То́пливо раке́тное гибри́дное |
![]() | ![]() |
Топливо реактивное- топливо, применяемое в воздушно-реактивных двигателях. Широко используются в качестве реактивных топлив керосиновые фракции нефти (авиационные керосины).♦ То́пливо реакти́вное |
![]() | |
Топливо унитарное- топливо, содержащее в своём составе активный кислород и способное гореть без добавочного окислителя извне. Применяется в ракетных двигателях.♦ То́пливо унита́рное |
![]() | |
Топливо условное- понятие, используемое для сравнения различных видов топлива и его суммарного учёта. В качестве единицы условного топлива принимается 1 килограмм топлива с низшей теплотой сгорания 29,3 МДж. Для пересчёта реального топлива в условное применяется калорийный эквивалент Э, величина которого равна отношению низшей теплоты сгорания рассматриваемого топлива к теплоте сгорания условного топлива. Умножив количество реального топлива на калорийный эквивалент, получаем эквивалентное количество условного топлива.♦ То́пливо усло́вное |
![]() | |
Топливо химическое- вещество, которое при сжигании выделяют большое количество теплоты и используются для получения энергии. Основная часть используемого топлива представляет собой различные углеродистые вещества от почти чистого углерода до сложных органических соединений. Некоторые виды топлив не содержат углерод. Например, в качестве топлива могут использоваться такие металлы как магний, бор, алюминий, цирконий и т. д. По агрегатному состоянию различают твёрдые (угли, сланцы, древесина и т. д.), жидкие (бензин, керосин, метанол и т. д.) и газообразные (метан, пропан, водород и т. д.) топлива. По происхождению топлива делятся на природные (природный газ, нефть, торф и т. д.) и искусственные (кокс каменноугольный, бензин, метан и т. д.). В зависимости от назначения топливо называют моторным, реактивным, дизельным, котельным и т. д. Основной характеристикой практической ценности топлива служит теплота сгорания. Например, теплота сгорания горючих сланцев имеет значения от 14,1 до16,6 МДж/кг, бензинов - от 43,5 до 45,0 МДж/кг, водорода - 120 МДж/кг.♦ То́пливо хими́ческое |
![]() | |
Топливо ядерное- вещество, которое используется в ядерных реакторах для осуществления цепной ядерной реакции. Представляет собой смесь веществ, содержащих ядерное горючее - делящиеся нуклиды (235U, 233U, 239Pu). Природное ядерное топливо (первичное), состоит из смеси веществ, содержащих 0,714% урана 235U. Для ядерных реакторов на тепловых нейтронах урановое топливо обогащают, доводя содержание урана 235U до 2 ÷ 4%. В реакторах на быстрых нейтронах используют уран с содержанием урана 235U до 30%, а также смесь урана с плутонием. Ядерное топливо изготавливают в виде таблеток и помещают в пустотелый стержень с герметично закрывающими его концы деталями. Эти устройства называют тепловыделяющими элементами (ТВЭЛами). Для загрузки в реактор тепловыделяющие элементы объединяют в тепловыделяющие сборки (ТВС). Термины "ядерное горючее" и "ядерное топливо" иногда употребляют как синонимы.♦ То́пливо я́дерное |
![]() ![]() | |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||