На главную страницу         К полному списку слов на букву У

         Предыдущая страница                    Следующая страница

А   Б   В   Г   Д   ЕеЁё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О
П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

 
Удельная тяга  * 
 
Удельная электрическая проводимость  *  Удельная электропроводность  * 
 
Удельная энтальпия  *  Удельное теплосодержание  * 
 
Удельный вес  * 
 
Удельный импульс  * 
 
Удельный коэффициент внутреннего трения  * 
 
Удельный объём  * 
 
Удельный расход топлива  * 
 
                                         

Удельная газовая постоянная

- постоянная величина для каждого газа (или смеси газов), численно равная работе расширения 1кг газа в изобарном процессе при увеличении температуры на 1К. Наиболее часто называется сокращённо "газовая постоянная".
  Входит в уравнение состояния идеального газа
      p⋅V = m⋅R⋅T ,
  где p - давление, V - объём, T - абсолютная температура газа.
  Выражается через молярную газовую постоянную μR и молярную массу газа μ:
       R = μR / μ
 
 
♦  Уде́льная га́зовая постоя́нная
 
 
 
Газовая постоянная - постоянная величина для каждого газа, численно равная работе расширения 1кг газа
	 в изобарном процессе при увеличении температуры на 1К.
 

Удельная масса:

  • - отношение массы реактивного двигателя к его максимальной тяге. Показатель совершенства реактивного двигателя летательного аппарата. Величина, обратная удельной тяге. Единица измерения кг/кН;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - отношение массы энергетической машины (двигателя, турбины, генератора, компрессора, насоса и т. д.) к его максимальной мощности. Важная характеристика для двигателей и агрегатов транспортных машин и, особенно, летательных аппаратов. Величина, обратная удельной мощности. Единица измерения кг/кВт.

 
 
 
 
 
♦  Уде́льная ма́сса
 
 
 
Удельная масса - отношение массы реактивного двигателя к его тяге.
 
 
 
Удельная масса - отношение массы энергетической машины (двигателя, турбины, генератора, компрессора, насоса и т.д.) к его мощности.
 

Удельная металлоёмкость
изделия,
удельная металлоёмкость
продукции

- отношение металлоёмкости изделия (продукции) к величине его основного параметра (мощности двигателя, грузоподъёмности автомобиля, производительности технологического оборудования и т. д.). Параметр, характеризующий конструктивное качество изделия и совершенство технологии его изготовления.
 
 
♦  Уде́льная металлоёмкость изде́лия
♦  Уде́льная металлоёмкость проду́кции
 
 
 
 
Удельная металлоёмкость изделия - отношение металлоёмкости изделия (продукции) к величине его основного параметра.
 

Удельная металлоёмкость
конструкции

- отношение металлоёмкости конструкции к величине основного параметра, характеризующего рассматриваемое техническое устройство, механизм, машину или строительную конструкцию (мощность двигателя, грузоподъёмность автомобиля, производительность технологического оборудования и т. д.). Параметр, характеризующий рациональность схемы конструкции и форм деталей, то есть конструктивное качество изделия, независимо от плотности используемых металлов.
 
 
♦  Уде́льная металлоёмкость констру́кции
 
 
 
Удельная металлоёмкость конструкции - отношение металлоёмкости конструкции к величине основного параметра, 
	характеризующего рассматриваемое техническое устройство, механизма, машины или строительной конструкции.
 

Удельная мощность:

  • - отношение максимальной мощности двигателя к массе или другому параметру транспортного средства или самоходной машины (автомобиля, танка, самолёта и т. д.);
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - отношение максимальной мощности энергетической машины (двигателя, турбины, генератора, компрессора, насоса и т. д.) к его массе, объёму или другому параметру. В некоторых случаях, в зависимости от параметра, к которому относится мощность, применяются собственные названия для удельной мощности. Отношение мощности поршневого двигателя к литражу называется литровой мощностью, отношение мощности к суммарной площади его поршней - поршневой мощностью и т. д.

 
 
 
 
 
♦  Уде́льная мо́щность
 
 
 
Удельная мощность - отношение максимальной мощности двигателя к массе или другому параметру транспортного средства 
	 или самоходной машины (автомобиля, танка, самолёта и т.д.).
 
 
 
Удельная мощность - отношение максимальной мощности энергетической машины к его массе, объёму или другому параметру.
 

Удельная парусность

- отношение величины, характеризующей парусность тела, к его массе. Обычно парусность тела оценивается площадью проекции тела на плоскость перпендикулярную направлению скорости движения набегающего потока, а удельная парусность равна отношению этой площади к массе тела.
 
 
♦  Уде́льная па́русность
 
 
Удельная парусность - отношение величины, характеризующей парусность тела, к его массе.
 

Удельная теплоёмкость

- отношение теплоёмкости C тела к его массе m:
       cуд = С / m
Представляет собой теплоёмкость единицы массы вещества.
В Международной системе единиц удельная теплоёмкость измеряется в Дж/(кг⋅К).
Удельная теплоёмкость может принимать значения от -∞ до +∞ в зависимости от вида процесса. Наиболее часто используются удельная теплоёмкость при постоянном объёме и удельная теплоёмкость при постоянном давлении, которые для идеального газа, как правило, принимаются постоянными, а для реальных газов зависят от температуры и давления. Для определения удельных теплоёмкостей реальных газов используют эмпирические формулы и таблицы значений.
Для идеального газа:
- удельная теплоёмкость при постоянном объёме cv = i ⋅ R / 2,
удельная теплоёмкость при постоянном давлении cp = (i + 2) ⋅ R / 2,
где i - число степеней свободы молекулы, R - газовая постоянная.
 
 
♦  Уде́льная теплоёмкость
 
 
 
 
 
Удельная теплоёмкость - отношение теплоёмкости тела к его массе.
 

Удельная теплота кристаллизации

- теплота кристаллизации единицы массы вещества. Единица измерения Дж/кг. Величина удельной теплоты кристаллизации равна величине удельной теплоты плавления для рассматриваемого вещества.
 
 
♦  Уде́льная теплота́ кристаллиза́ции
 
 
Удельная теплота кристаллизации - теплота кристаллизации единицы массы вещества.
 

Удельная теплота парообразования,
удельная теплота испарения

- количество теплоты, затрачиваемой на превращение из жидкого состояния в парообразное единицы массы вещества. Зависит от давления и температуры и с их возрастанием уменьшается, обращаясь в ноль в критической точке. Единица измерения в Международной системе единиц - Дж/кг.
Процесс парообразования происходит при постоянном давлении, поэтому удельная теплота парообразования равна разности удельных энтальпий сухого насыщенного пара и кипящей жидкости. Наиболее часто обозначается символом r.
 
 
♦  Уде́льная теплота́ парообразова́ния
♦  Уде́льная теплота́ испаре́ния
 
 
 
Удельная теплота парообразования - количество теплоты, затрачиваемой на превращение из жидкого состояния
	 в парообразное единицы массы вещества.
 

Удельная теплота плавления

- теплота плавления единицы массы вещества. Единица измерения - Дж/кг. Величина удельной теплоты плавления равна величине удельной теплоты кристаллизации для рассматриваемого вещества.
 
 
♦  Уде́льная теплота́ плавле́ния
 
 
Удельная теплота плавления - теплота плавления единицы массы вещества.
 

Удельная теплота сгорания

- теплота сгорания единицы массы вещества. Единица измерения - Дж/кг. Для топлива удельная теплота сгорания является важнейшей характеристикой. Обычно "удельную теплоту сгорания" называют сокращённо "теплотой сгорания" и правильно понять термин можно по контексту. В зависимости от способа определения различают два значения удельной теплоты сгорания топлива и называют их "высшая теплота сгорания" и "низшая теплота сгорания". "Высшая теплота сгорания" превышает "низшую теплоту сгорания" на теплоту конденсации водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания.
 
 
♦  Уде́льная теплота́ сгора́ния
 
 
Удельная теплота сгорания - теплота сгорания единицы массы вещества.
 

Удельная тяга

- отношение тяги реактивного двигателя к его массе, объёму, расходу воздуха, расходу топлива и т. д. Показатель совершенства для двигателей.
Для воздушно-реактивного двигателя обычно удельной тягой называют отношение тяги к массовому расходу воздуха. Для ракетного двигателя удельная тяга это отношение тяги к массовому расходу топлива и называют её обычно удельным импульсом. Некоторые разновидности удельной тяги имеют собственные названия - лобовая тяга, удельный импульс тяги, весовая удельная тяга и т. д.
 
 
♦  Уде́льная тя́га
 
 
Удельная тяга - отношение тяги реактивного двигателя к его массе, объёму, расходу воздуха, расходу топлива и т.д.
 

Удельная электропроводность,
удельная электрическая
проводимость

- электрическая проводимость проводника единичной длины и единичной площади поперечного сечения, физическая величина, обратная удельному электрическому сопротивлению
           σ = 1 / ρ
Удельная проводимость зависит от свойств материала проводника и от температуры.
Единица измерения См/м.
 
 
♦  Уде́льная проводи́мость
♦  Уде́льная электропрово́дность
♦  Уде́льная электри́ческая проводи́мость
 
 
 
Удельная проводимость - электрическая проводимость проводника единичной длины и единичной площади поперечного сечения.
 

Удельная энтальпия,
удельное теплосодержание

- энтальпия (теплосодержание) единицы массы вещества.
В Международной системе единиц измеряется в м²/c². Обозначается обычно i или h.
 
 
♦  Уде́льная энтальпи́я
♦  Уде́льное теплосодержа́ние
 
 
Удельная энтальпия - энтальпия (теплосодержание) единицы массы вещества.
 

Удельный вес

- отношение веса тела к его объёму. Зависит от плотности ρ вещества и ускорения свободного падения g в месте измерения
           γ = ρ⋅g .
Единица измерения в Международной системе единиц - Н/м³.
В системе МКГСС удельный вес измеряется в кгс/м³ и его значение численно равно плотности, измеренной в кг/м³
 
 
♦  Уде́льный вес
 
 
Удельнаый вес - отношение веса тела к его объёму.
 

Удельный импульс

- отношение тяги ракетного двигателя к массовому расходу топлива, альтернативное название удельной тяги. Единица измерения в Международной системе единиц - м/с. Удельный импульс служит показателем совершенства ракетного двигателя. При равенстве давления газа на выходе из сопла и давления окружающей среды (полное расширение газа в сопле) удельный импульс ракетного двигателя равен скорости истечения газа из сопла.
 
 
♦  Уде́льный и́мпульс
 
 
Удельный импульс - отношение тяги ракетного двигателя к массовому расходу топлива, альтернативное название удельной тяги.
 

Удельный коэффициент внутреннего
трения,
кинематический коэффициент вязкости,
кинематическая вязкость

- физическая величина, характеризующая вязкостные свойства жидкости или газа и равная отношению динамической вязкости μ к плотности ρ при определённой температуре
            ν = μ / ρ .
В Международной системе единиц СИ измеряется в м²/с, а в системе СГС в стоксах (1 Ст = 1 см²/с = 1⋅10-4 м²/с).
Величина кинематического коэффициента вязкости ν зависит от температуры, причём для жидкостей при повышении температуры он уменьшается, а для газов - возрастает. Зависимость от давления при обычных условиях заметна для газов - при увеличении давления величина ν убывает.
 
 
♦  Уде́льный коэффицие́нт вну́треннего тре́ния
♦  Кинема́тический коэффицие́нт вя́зкости
♦  Кинемати́ческая вя́зкость
 
 
 
 
 
 
Удельный коэффициент внутреннего трения - физическая величина, характеризующие вязкостные свойства жидкости или газа и 
	равная отношению динамической вязкости к плотности.
 

Удельный объём

- отношение выделенного объёма тела к массе вещества, находящегося в этом объёме. Для однородного тела это объём, занимаемый единицей массы вещества. Величина, обратная плотности
          v = 1 / ρ = V / m .
Единица измерения в Международной системе единиц - м³/кг.
 
 
♦  Уде́льный объём
 
 
Удельный объём - отношение выделенного объёма тела к массе вещества, находящегося в этом объёме.
 

Удельный расход топлива

- отношение часового расхода топлива к мощности или тяге двигателя. Характеристика экономичности двигателя.
При использовании в качестве характеристики двигателя мощности единицей измерения удельного расхода топлива служит кг/(кВт⋅ч), а при использовании в качестве характеристики двигателя тяги - кг/(кН⋅ч).
 
 
♦  Уде́льный расхо́д то́плива
 
 
Удельный расход топлива - отношение часового расхода топлива к мощности или тяге двигателя.
 
 
               Следующая страница
 
               Предыдущая страница
 

 
          На главную страницу           В начало страницы
 
 
А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  
 

Valid XHTML 1.0 Transitional