Политехнический словарь-справочник |
||
Якорное устройство * Якорь * Якорь адмиралтейский * Якорь Байерса * Якорь втяжной * Якорь грибовидный * Якорь доковый * Якорь Дэнфорта * Якорь завозной * Якорь зонтообразный * Якорь-кошка * Якорь ледовый * Якорь Матросова * Якорь мёртвый * Якорь плавучий * Якорь Сайкса * Якорь становой * Якорь Холла * | ||
Якорное устройство- совокупность приспособлений и устройств, предназначенных для удержания судна на месте при стоянке на рейде, в гавани или в открытом море. Основные элементы якорного устройства - якорь, якорная цепь, якорная лебёдка, стопора, закрепляющие якорь и цепь, якорные и палубные клюзы, устройства для хранения якоря и якорной цепи.♦ Я́корное устро́йство |
![]() | |
Якорь:
♦ Я́корь |
![]() ![]() ![]() | |
Якорь адмиралтейский- стальной кованный судовой якорь, состоящий из веретена с двумя лапами внизу и штока (поперечины), расположенного наверху в перпендикулярной к лапам плоскости. Название "адмиралтейский якорь" появилось после натурных испытаний якорей различных конструкций, проведённых Британским адмиралтейством, и принятия стандарта на такие якоря в 1852 году. Имеет высокую удерживающую силу (коэффициент держащей силы от 10 до 12), простую конструкцию, хорошо работает на самых разных грунтах. Основными недостатками являются громоздкость, сложность использования и дороговизна. В настоящее время адмиралтейские якоря широкого применения не имеют, но иногда используются на малоразмерных судах, на шлюпках и в качестве вспомогательных якорей.♦ Я́корное устро́йство |
![]() | |
Якорь Байерса- втяжной якорь с двумя поворотными лапами, состоящий из двух основных деталей - коробки, выполненной (отлитой или сваренной) заодно с лапами, и веретена, шарнирно соединённого с коробкой. Имеет коэффициент держащей силы - от 6 до 12. Благодаря рёбрам жёсткости имеет повышенную прочность и пригоден для использования на каменистом грунте. Один из наиболее широко применяемых на судах якорей. Получил широкое распространение из-за сравнительно высокой держащей силы и удобства в эксплуатации - быстро отдаётся и втягивается в клюз при уборке.♦ Я́корь Ба́йерса |
![]() | |
Якорь втяжной- судовой якорь, который при закреплении по-походному втягивается на всю длину веретена в специальные якорные клюзы. В качестве становых якорей на судах, как правило, применяются втяжные якоря. В настоящее время распространено большое количество видов втяжных якорей - якоря Холла, Матросова, Дэнфорта, Инглефильда, Марреля, Денна, Сайкса, Болдта, Смита, Байерса и т. д.♦ Я́корь втяжно́й |
![]() | |
Якорь грибовидный,
- разновидность мёртвого безрогого якоря, имеющая форму гриба или зонта. Имеет коэффициент держащей силы от 6 до 10. Иногда применяется в качестве обычного временного удерживающего якоря на небольших судах.
|
![]() | ![]() |
Якорь доковый- крупный однолапый якорь, служащий для долговременного закрепления плавучих доков, земснарядов и других плавучих сооружений. Имеет коэффициент держащей силы от 10 до 12. Изготавливается обычно литьём веретена заодно с лапой.♦ Я́корь до́ковый |
![]() | |
Якорь Дэнфорта- втяжной якорь с двумя поворотными широкими треугольными лапами, примыкающими к веретену и находящимися с веретеном на одной оси, которая выступает за пределы лап и выполняет функцию штока, предохраняя якорь на дне от опрокидывания. Имеет один из самых высоких коэффициентов держащей силы среди всех якорей - до 200. Применяются якоря Дэнфорта на самых различных судах, начиная от крупных морских и заканчивая рыбацкими лодками.♦ Я́корь Дэ́нфорта |
![]() | ![]() |
Якорь завозной- вспомогательный якорь, который отдаётся (бросается в воду), как правило, со шлюпки, завозящей его на некоторое расстояние от судна. Применяется в помощь становым якорям для удержания судна в определённом положении относительно ветра или волн, а также для снятия судна с мели.♦ Я́корь завозно́й |
![]() | ![]() |
Якорь-кошка- якорь, имеющий четыре рога с лапами, откованных заодно с веретеном или образующих складывающуюся конструкцию за счёт шарнирных соединений. Имеет небольшую удерживающую силу, поэтому на больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного. Пригоден для использования на практически любых грунтах, поэтому широко применяется на маломерных судах и популярен у рыбаков.♦ Я́корь-ко́шка |
![]() | |
Якорь ледовый- небольшой однолапый якорь, который вставляется в лунку во льду или зацепляется за выступающую льдину при стоянке во льдах, при швартовке судна к льдине или при освобождении от заклинивания судна. Ледовыми якорями снабжаются суда при плавании в Арктике и Антарктике.♦ Я́корь ледо́вый |
![]() | |
Якорь Матросова- втяжной якорь с двумя поворотными широкими треугольными лапами, примыкающими к веретену и имеющими по бокам далеко выступающие приливы, которые выполняют роль штока, предохраняя якорь на дне от опрокидывания. Имеет коэффициент держащей силы от 10 до 20. Является основным видом вспомогательных якорей на военных кораблях в России и в некоторых других странах. Часто применяется в качестве станового якоря на небольших судах.♦ Я́корь Матро́сова |
![]() | |
Якорь мёртвый- металлическая или железобетонная донная конструкция, соединённая с помощью цепи (бриделя) или троса со швартовыми бочками, плавучими маяками, бакенами или другими стационарными плавучими объектами и служащая для их удержания на месте за счёт своей большой массы или закрепления на дне. Держащая сила мёртвого якоря, как правило, в несколько раз больше держащей силы станового якоря судна.♦ Я́корь мёртвый |
![]() | |
Якорь плавучий- устройство для удержания судна или плавучего средства и уменьшения дрейфа под действием ветра при стоянке на открытой воде. Используется на шлюпках, катерах, спортивных судах, спасательных плотах и т. д. Изготавливается обычно в виде конуса, паруса или парашюта из парусины или синтетической ткани. Опущенный за борт на тросе плавучий якорь заполняется водой и удерживает судно носом к ветру.♦ Я́корь плаву́чий |
![]() | |
Якорь Сайкса- втяжной якорь с двумя поворотными лапами, в котором коробка, отлитая заодно с лапами, и веретено соединяются шаровым шарниром. Имеет невысокий коэффициент держащей силы - от 3 до 5. Достоинствами якоря Сайкса являются эксплуатационные преимущества перед другими типами втяжных якорей - не позволяет скручиваться якорной цепи при перемещениях судна во время якорной стоянки и плотно прижимается к обшивке судна при втягивании в клюз. Применяется в качестве станового якоря на судах преимущественно в английском флоте.♦ Я́корь Са́йкса |
![]() | |
Якорь становой- располагающийся в носовой части основной якорь, главным назначением которого является удержание судна на стоянке за счёт взаимодействия с грунтом. Суда больших размеров имеют по два становых якоря (правый и левый), располагающихся в носовых клюзах, и, как правило, один запасной на палубе. Кроме становых на судах используются вспомогательные якоря - кормовые, ледовые, верпы и т. д.♦ Я́корь станово́й |
![]() | |
Якорь Холла- втяжной якорь с двумя поворотными лапами, состоящий из двух основных деталей - коробки, отлитой заодно с лапами, и веретена, утолщённая часть которого шарнирно крепится в отверстии коробки. Имеет невысокий коэффициент держащей силы - от 3 до 4. Один из первых втяжных якорей. Получил широкое распространение из-за удобства в эксплуатации - быстро отдаётся и втягивается в клюз при уборке. Применяется в качестве станового якоря на многих судах, но постепенно вытесняется более совершенными конструкциями.♦ Я́корь Хо́лла |
![]() | |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||