Политехнический словарь-справочник |
||
Гидравлический радиус * Гидравлический разрыв пласта * Гидравлический распределитель * Гидравлический таран * Гидравлический тормоз * Гидравлический транспорт * Гидравлический трансформатор * Гидравлический удар * Гидравлический усилитель * Гидравлический уклон * Гидравлический цилиндр * Гидравлическое испытание * Гидравлическое масло * Гидравлическое сопротивление * | ||
Гидравлический радиус- гидравлическая характеристика поперечного сечения потока жидкости, равная отношению площади S этого сечения к смоченному периметру P:Rг = S / P = Dг / 4, где Dг - гидравлический диаметр поперечного сечения потока жидкости. Гидравлический радиус используется в гидравлических расчётах для приближённого учёта влияния формы и размеров живого сечения на движение потока жидкости. Удовлетворительные результаты это даёт для сравнительно "правильных" форм сечений, таких как круглые, кольцевые, овальные, прямоугольные, трапецеидальные, параболические и т. д. Наибольшую пропускную способность при заданной площади живого сечения имеет сечение, обладающее наибольшим гидравлическим радиусом. В некоторых случаях при сложной и "неправильной" форме живого сечения с острыми углами (например, звездообразное сечение) гидравлический радиус непригоден для учёта формы поперечного сечения русла. Для круглого с диаметром D сечения трубы, полностью заполненного жидкостью (без пустот), гидравлический радиус Rг равен: Rг = D / 4 Для кольцевого сечения потока жидкости с внешним диаметром D и внутренним d гидравлический радиус равен: Rг = (D - d) / 4 Для потока прямоугольного сечения со сторонами a и b гидравлический радиус определяют по формуле: Dг = a ⋅ b / (4⋅(a + b)) ♦ Гидравли́ческий ра́диус |
![]() | ![]() |
Гидравлический разрыв пласта,
- создание трещин в горных породах, прилегающих к стволу буровой скважины, путём создания повышенного давления на забое закачкой в породы вязкой жидкости (минеральных масел, эмульсий, кислот, высоковязкой нефти и т. д.).
Гидравлический разрыв пласта применяется для увеличения продуктивности газовых и нефтяных скважин, улучшения дегазации угольных пластов и т. д.
|
![]() | ![]() |
Гидравлический распределитель,
- устройство, предназначенное для открытия, перекрытия или изменения направления потока рабочей жидкости в гидравлической системе при внешнем управляющем воздействии (сигнале).
Различают золотниковые, крановые и клапанные гидравлические распределители (гидрораспределители). Управление может быть непосредственным (ручным) и дистанционным (электрическим, пневматическим или гидравлическим).
|
![]() | ![]() |
Гидравлический таран,
- водоподъёмное устройство (насос), в котором необходимое для подъёма воды давление создаётся в результате возникающего в трубопроводе при резком закрытии клапана гидравлического удара под действием динамического напора воды, поступающей из источника.
Пропуская через себя основную массу воды, опускающейся с небольшой высоты, гидравлический таран поднимает меньшую часть воды на большую высоту. Применяется при наличии запаса воды, превышающего потребное количество, и имеется возможность
расположить установку ниже уровня источника. Наиболее широко гидравлические тараны используются в сельском хозяйстве, на небольших загородных стройках, производствах и т. д.
|
![]() | ![]() |
Гидравлический тормоз,
|
![]() ![]() | ![]() ![]() |
Гидравлический транспорт,
- вид транспорта, осуществляющий перемещение твёрдых сыпучих и жидких материалов при помощи потока воды по трубам и желобам. Применяется при гидромеханизации горных и земляных работ, для транспортировки полезных ископаемых и удаления отходов их обогащения,
для удаления золы и шлаков из котельных, для перемещения некоторых материалов (сырья сахарных и спиртовых заводов, щепы, бумажной массы и т. д.).
Достоинствами гидравлического транспорта являются простота конструкции, высокая производительность, низкие стоимость оборудования и эксплуатационные расходы, возможность транспортирования на большие расстояния и совмещения транспортирования с другими
технологическими процессами (обогащением и промывкой материала, гидравлическим разрушением). К недостаткам относятся значительный расход воды и электроэнергии, износ трубопроводов и насосов при перемещении абразивных материалов, в некоторых случаях - измельчение и
размокание транспортируемых материалов, а также необходимость их обезвоживания.
|
![]() | ![]() |
Гидравлический трансформатор,
- гидродинамическая передача, передающая крутящий момент от ведущего вала к ведомому с преобразованием по величине. Имеет обычно три лопастных колеса (насосное колесо, реактор и турбинное колесо), а иногда более трёх.
Гидравлические трансформаторы широко применяются в силовых передачах автомобилей, тракторов, тепловозов и некоторых других машин.
|
![]() | ![]() |
Гидравлический удар,
- резкое повышение или понижение давления в трубопроводе с движущейся жидкостью при внезапном значительном уменьшении или увеличении скорости потока. Например, гидравлический удар происходит при быстром перекрытии напорного трубопровода запорным устройством,
при внезапной остановке насосов на промежуточной насосной станции нефтепровода и т. д. Он способен вызывать повреждения элементов трубопровода и даже его разрушение. Для защиты от гидравлического удара в трубопроводах устанавливаются демпфирующие устройства
(воздушные колпаки, уравнительные резервуары, холостые выпуски). |
![]() | ![]() |
Гидравлический уклон,
- безразмерная величина, равная отношению элементарного уменьшения гидродинамического (полного) напора dH к элементарному расстоянию ds вдоль оси потока, на котором это уменьшение происходит: |
![]() | ![]() |
Гидравлический усилитель,
- устройство, предназначенное для перемещения управляющих органов исполнительных гидравлических механизмов и одновременного усиления управляющего воздействия. Гидравлические усилители широко применяются в системах рулевого управления тяжёлых грузовиков, автобусов, тракторов.
Их используют в конструкциях летательных аппаратах для перемещения органов управления полётом (рулей направления и высоты, элеронов, интерцепторов, закрылков и т. д.), уборки и выпуска шасси, управления поворотом колеса носовой стойки шасси и т. д.
Тормозные устройства многих транспортных средств (автомобилей, тракторов, железнодорожного подвижного состава и т. д.) работают с гидравлическими усилителями. Также широкое применение они находят в экскаваторах, манипуляторах, грузоподъёмных и технологических машинах.
|
![]() | ![]() |
Гидравлический цилиндр,
- объёмный гидравлический двигатель (гидродвигатель), в котором ведомое звено (поршень) совершает возвратно-поступательное движение под действием гидростатического напора жидкости. Гидравлические цилиндры (гидроцилиндры) широко применяются для привода главного движения станков, перемещения
рабочих органов сельскохозяйственных, строительных, землеройных, подъёмно-транспортных машинах и дорожных машин, в системах регулирования для перемещения органов управления, в нажимных устройствах прокатных станов и т. д.
|
![]() | ![]() |
Гидравлическое испытание,
- проверка прочности и герметичности оборудования, трубопроводов, гидравлических систем и их элементов, проводимая путём подачи рабочей жидкости под повышенным давлением.
|
![]() | ![]() |
Гидравлическое масло,
- масло (жидкость), предназначенное для применения в качестве рабочего тела в гидравлических системах, в которых необходимое усилие для приведения в действие исполнительных механизмов передаётся через жидкую среду. Гидравлические масла (жидкости) должны быть устойчивыми
при эксплуатации и хранении, не образовывать осадков, не вызывать коррозию металлов в гидросистемах, иметь малый коэффициент сжимаемости, возможно больший модуль объёмной упругости, низкую температуру замерзания. Наибольшее распространение получили
нефтяные и спирто-глицериновые гидравлические жидкости. Нефтяные гидравлические жидкости изготавливают из лёгких, хорошо очищенных фракций нефти, застывающих при низкой температуре. Их широко используют в гидравлических системах самолётов, судов,
локомотивов, автомобилей, экскаваторов, подъёмных кранов, бульдозеров, а также промышленного оборудования. Например, в гидросистемах авиационной техники применяется обладающая высокими антикоррозионными и антиокислительными свойствами нефтяная гидравлическая жидкость АМГ-10
(авиационное масло гидравлическое), температура замерзания которой -70°C, температура кипения 210°C, плотность 836 кг/м³ при 20°C, а кинематическая вязкость 21 сСт.
|
![]() | ![]() |
Гидравлическое сопротивление- сопротивление движению жидкости, обусловленное её вязкостью и приводящее к потере механической энергии потока (гидравлические потери, потери напора). Гидравлические сопротивления подразделяются на линейные сопротивления (по длине прямолинейного канала или трубопровода) и местные сопротивления, возникающие в местах изменения значения или направления скорости потока (в диффузорах, коленах, кранах, задвижках и т. д.).♦ Гидравли́ческое сопротивле́ние |
![]() | ![]() |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||