Политехнический словарь-справочник |
||
Двигатель калильный * Двигатель калоризаторный * Двигатель карбюраторный * Двигатель кислородно-водородный * Двигатель-компрессор свободнопоршневой * Двигатель маршевый * Двигатель паровой * Двигатель переменного тока * Двигатель пневматический * Двигатель подъёмный * Двигатель пороховой * Двигатель поршневой * Двигатель поршневой паровой * Двигатель поршневой тронковый * Двигатель постоянного тока * Двигатель предкамерный * Двигатель пусковой * Двигатель радиальный * Двигатель радиоизотопный ракетный * | ||
Двигатель калильный- поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением впрыскиваемого в цилиндр топлива от калильной свечи, накал которой поддерживается энергией сгорающего топлива. Запуск производится от электрической батареи, которая раскаляет спираль и затем отключается. Применялись калильные двигатели в первой половине 20 века на судах и в качестве стационарных двигателей. В настоящее время используются в авиамоделизме, судомоделизме и т. д.♦ Дви́гатель кали́льный |
![]() | ![]() |
Двигатель калоризаторный- название поршневого двигателя внутреннего сгорания с воспламенением впрыскиваемого в цилиндр топлива от калильной (калоризаторной) головки или горячих частей двигателя. Перед запуском необходим разогрев калильной головки от паяльной лампы. Применялись калоризаторные двигатели в первой половине 20 века на тракторах, судах и в качестве стационарных двигателей.♦ Дви́гатель калориза́торный |
![]() | ![]() |
Двигатель карбюраторный- двигатель внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием, которое осуществляется в устройстве, называемом карбюратором. Воспламенение горючей смеси, подаваемой из карбюратора в цилиндр двигателя, осуществляется свечой зажигания. Топливом карбюраторных двигателей могут служить спирт, керосин, лигроин, бензин и различные горючие газы. Наиболее распространены бензиновые и газовые карбюраторные поршневые двигатели.♦ Дви́гатель карбюра́торный |
![]() | ![]() |
Двигатель кислородно-водородный,
- название жидкостного ракетного двигателя, в котором в качестве горючего используется водород, а в качестве окислителя - кислород. Применяются кислородно-водородные ЖРД главным образом в качестве двигателей вторых и третьих ступеней (верхних ступеней) ракет-носителей и разгонных блоков.
|
![]() | ![]() |
Двигатель-компрессор свободнопоршневой,
- свободнопоршневая машина, в которой энергия, получаемая в цилиндре двигателя, непосредственно передаётся поршням компрессора, связанным с рабочими поршнями двигателя без промежуточных механизмов.
Часть сжатого воздуха расходуется на продувку цилиндра двигателя, а большая часть поступает к потребителю.
|
![]() | ![]() |
Двигатель маршевый- двигатель составной силовой установки, обеспечивающий длительный полёт летательного аппарата или экономичный режим движения судна. Термин "маршевый двигатель" употребляется при наличии на летательном аппарате или судне различных вспомогательных двигателей - стартовых, разгонных, рулевых, ориентационных, подъёмных, тормозных и т. д.♦ Дви́гатель ма́ршевый |
![]() | ![]() |
Двигатель паровой,
- тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу. Основные типы паровых машин - паровые поршневые двигатели, паровые турбины и роторные (коловратные) паровые двигатели.
Паровые поршневые машины широко использовались с конца 18 до середины 20 века в промышленности и на транспорте. Паровые турбины применяются с конца 19 века в основном в теплоэнергетике и в качестве двигателей судов, а со второй половины 20 века - в ядерной энергетике.
Роторные паровые двигатели широкого распространения не получили.
|
![]() | ![]() |
Двигатель переменного тока,
- машина переменного тока, предназначенная для работы в режиме двигателя. Все электродвигатели переменного тока подразделяются на синхронные и асинхронные.
Наиболее широко применяются трёхфазные асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором.
Синхронные двигатели применяют в электроприводах, когда требуется постоянство угловой скорости, а также для компенсации реактивной мощности в сети.
В качестве однофазных двигателей переменного тока применяют в основном конденсаторные асинхронные двигатели.
|
![]() | ![]() |
Двигатель пневматический,
- название двигателя, преобразующий энергию сжатого воздуха в механическую работу. Давление применяемого для привода пневмодвигателей сжатого воздуха обычно от 0,3 до 0,6 МПа.
По конструктивным признакам пневматические двигатели делят на объёмные и турбинные. Широко применяются для привода различных инструментов (дрелей, отбойных молотков, гайковёртов и т. д.), особенно при выполнении работ во взрывоопасной среде и при повышенной влажности.
|
![]() | ![]() |
Двигатель подъёмный авиационный- название авиационного двигателя, создающего направленную вверх тягу для подъёма самолёта вертикального взлёта и посадки. Входит в составную силовую установку самолёта, включающую также маршевый или подъёмно-маршевый двигатель, и работает только на режимах взлёта, посадки и висения. Обычно в качестве подъёмных двигателей используют турбореактивные двигатели (ТРД) и двухконтурные турбореактивные двигатели (ДТРД) несколько упрощённой конструкции с небольшим межремонтным ресурсом работы.На фотографии многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 с двумя подъёмными двигателями РД-41 и одним подъёмно-маршевым Р79В-300. ♦ Дви́гатель подъёмный авиацио́нный |
![]() | ![]() |
Двигатель пороховой,
- ракетный двигатель, работающий на твёрдом топливе (порохе). Широко применяются аббревиатуры - РДТТ (ракетный двигатель твердотопливный) и ТТРД (твердотопливный ракетный двигатель).
Всё топливо в пороховом двигателе помещается в камеру сгорания в виде заряда. Преимущества твердотопливных ракетных двигателей - простота конструкции и обслуживания, надёжность, нетоксичность топлива, возможность длительного хранения. Недостатки - низкий удельный импульс,
нерегулируемость, невозможность остановки работы двигателя после запуска и невозможность повторного запуска. Пороховой двигатель является старейшим типом теплового двигателя. Первые сведения об использовании твердотопливных ракет в Китае относятся к 13 веку.
В настоящее время ТТРД широко применяются в военном деле в качестве двигателей баллистических ракет, зенитных, противотанковых, крылатых и т. д. Используются в военной авиации в качестве ускорителей на самолётах, в катапультируемых креслах, в качестве
тормозных двигателей при спуске грузов на парашютах и т. д. Применяются на метеорологических ракетах, на ракетах-носителях в космонавтике, на спускаемых космических аппаратах и т. д.
|
![]() | ![]() |
Двигатель поршневой- поршневая машина, преобразующая энергию рабочего тела (жидкости, пара или газа) в механическую работу с помощью поршня, совершающего возвратно-поступательное движение в цилиндре. Наиболее широко известны поршневые двигатели внутреннего сгорания и поршневые паровые двигатели.♦ Дви́гатель поршнево́й |
![]() | ![]() |
Двигатель поршневой паровой- тепловой поршневой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу. Первые паровые поршневые двигатели были созданы и начали широко применяться в конце 18 века. Около ста лет они были основными и практически единственными двигателями, использовавшимися в промышленности и на транспорте. До середины 20 века паровозы господствовали на железнодорожном транспорте, а пароходы - на морском и речном. В настоящее время паровые поршневые двигатели широкого применения не имеют. Основным преимуществом, которое может вызвать интерес к их использованию, является возможность применять практически любые виды топлива и источники тепла. Паровые поршневые двигатели имеют хорошие тяговые характеристики, надёжны, просты в эксплуатации, допускают большие перегрузки и реверсирование. Их недостатки - низкая экономичность и ограниченная мощность. Коэффициент полезного действия паровых поршневых двигателей, как правило, не превышает 20%, что ниже, чем кпд двигателей внутреннего сгорания.♦ Дви́гатель поршнево́й парово́й |
![]() | ![]() |
Двигатель поршневой тронковый- бескрейцкопфный поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором боковые усилия, создаваемые в кривошипном механизме, передаются рабочим поверхностям поршня и цилиндра. Более широко применяемый тип двигателя по сравнению крейцкопфным. Тронковыми двигателями являются все быстроходные поршневые двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на автомобилях, мотоциклах, тракторах, тепловозах, самолётах, малоразмерных судах и т. д.♦ Дви́гатель поршнево́й тро́нковый |
![]() | ![]() |
Двигатель постоянного тока,
- электрическая машина постоянного тока, предназначенная для работы в режиме двигателя. Достоинством электрических двигателей постоянного тока является возможность плавного регулирования в широких пределах частоты вращения.
Двигатели постоянного тока широко применяются для привода в станках, на транспортных и подъёмно-транспортных машинах, в металлургии на прокатных станах, в крупных экскаваторах, в устройствах автоматики, регулирования, управления и т. д.
|
![]() | ![]() |
Двигатель предкамерный,
- поршневой двигатель внутреннего сгорания, в цилиндрах которого имеются предкамеры (форкамеры, аванкамеры), улучшающие смесеобразование. Наличие предкамер обеспечивает равномерное нарастание
давления в цилиндрах и более полное сгорание топлива, повышает коэффициент полезного действия двигателя и снижает токсичность выхлопных газов.
|
![]() | ![]() |
Двигатель пусковой- вспомогательный двигатель небольшой мощности, предназначенный для запуска мощного основного двигателя. Применяются пусковые двигатели наиболее часто для запуска тракторных дизелей.На фотографиях пусковой двигатель ПД-10. ♦ Дви́гатель пусково́й |
![]() | ![]() |
Двигатель радиальный,
- название поршневого двигателя внутреннего сгорания, цилиндры которого расположены радиально в форме звезды в плоскости, перпендикулярной оси вращения вала.
Имеет небольшую длину и позволяет компактно размещать большое количество цилиндров. Применяются радиальные (звездообразные) двигатели главным образом в авиации.
|
![]() | ![]() |
Двигатель радиоизотопный ракетный,
- ядерный ракетный двигатель, в котором используется энергия распада радиоактивных изотопов с малым периодом полураспада. Процесс распада изотопов происходит независимо от того, работает ли радиоизотопный двигатель или нет, поскольку радиоактивный распад не поддается управлению.
В нерабочем состоянии двигатель необходимо охлаждать или использовать выделяющееся тепло для выработки электроэнергии. В 1960-е годы в СССР и США создавались экспериментальные образцы радиоизотопных двигателей, но дальнейшего развития эти разработки не получили.
|
![]() ![]() | |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||