Политехнический словарь-справочник |
||
Двигатель роторно-поршневой * Двигатель с воспламенением от сжатия * Двигатель с турбонаддувом * Двигатель свободнопоршневой * Двигатель со свободно движущимися поршнями * Двигатель стационарный * Двигатель Стирлинга * Двигатель судовой * Двигатель тепловой * Двигатель тормозной * Двигатель тракторный * Двигатель турбированный * Двигатель турбовальный * Двигатель турбовентиляторный * Двигатель турбовинтовентиляторный * Двигатель турбовинтовой * Двигатель турбокомпрессорный * Двигатель турбореативный * Двигатель турбореативный двухконтурный * Двигатель форкамерный * Двигатель шаговый * Двигатель электрический * Двигатель электрический гистерезисный * Двигатель электрический переменного тока * Двигатель электрический синхронный * Двигатель электрический тяговый * Двигатель ядерный * Двигатель ядерный ракетный * | ||
Двигатель роторно-поршневой,
- название двигателя внутреннего сгорания, рабочие камеры которого образуются стенками цилиндра и вращающимся внутри цилиндра трёхгранным ротором (поршнем) с поверхностью, выполненной по специальной кривой - эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра).
Применяются роторно-поршневые двигатели на автомобилях, мотоциклах, лодках, мотопланерах и т. д., но широкого распространения не получили. Их основные недостатки - низкая экономичность и сложность изготовления.
|
![]() | ![]() |
Двигатель с воспламенением от сжатия,
- поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением распылённого топлива в цилиндре от соприкосновения с разогретым от сжатия воздухом. Работают дизельные двигатели на дизельном топливе, которое часто называют соляркой. Являются наиболее экономичными тепловыми двигателями.
Применяются для привода стационарных энергетических установок и машин (насосов, компрессоров, буровых установок и т. д.). Используются в качестве двигателей транспортных средств - тепловозов, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, танков, судов и т. д.
|
![]() | ![]() |
Двигатель с турбонаддувом,
- поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий совместно с турбокомпрессором (турбонагнетателем), использующим энергию выхлопных газов и подающим в цилиндры двигателя сжатый воздух.
Достоинствами комбинированных ДВС являются, как правило, более высокие по сравнению с обычными двигателями мощность, экономичность и высотность.
|
![]() | ![]() |
Двигатель свободнопоршневой,
- двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания с прямоточной продувкой, в котором отсутствует кривошипно-шатунный механизм, а поршень из нижней мёртвой точки к верхней мёртвой точке движется
под действием сжатого воздуха, пружины или веса поршня. Свободнопоршневые двигатели могут служить для привода машин, совершающих возвратно-поступательное движение
(дизель-молотов, дизель-прессов и т. д.), в качестве компрессоров или генераторов газа.
|
![]() | |
Двигатель стационарный- двигатель, закреплённый на неподвижном основании и передающий энергию какой-либо машине (генератору, компрессору, насосу и т. д.), расположенной также неподвижно.На фотографиях дизель-генераторная и дизель-насосная установки, в состав которых входят стационарные дизельные двигатели. ♦ Дви́гатель стациона́рный |
![]() | ![]() |
Двигатель Стирлинга- поршневой двигатель с внешним подводом тепла, в котором рабочее тело изменяет свой объём при нагревании и охлаждении, находясь в замкнутом пространстве. Назван по имени английского изобретателя Р. Стирлинга, создавшего в 1816 первый подобный двигатель. Современные двигатели работают по замкнутому регенеративному циклу, который состоит из двух изотермических и двух изохорических процессов. К рабочему телу в горячей полости теплота подводится от нагревателя, а в холодной полости отводится охладителем. Рабочий цикл осуществляется за 4 такта: изотермическое сжатие, изохорное нагревание, рабочий ход при изотермическом расширении, изохорное охлаждение. В качестве рабочего тела используются воздух, водород или гелий, а в качестве нагревателя может служить практически любой источник тепла. Работа двигателя Стирлинга отличается бесшумностью, плавностью, высокой экономичностью и надёжностью. Основными недостатками являются большие габариты и масса, высокая стоимость, тихоходность, сложность управления режимами работы, а также конструктивная сложность уплотнений. Создаются двигатели Стирлинга для работы в стационарных условиях, судовые и автомобильные.♦ Дви́гатель Сти́рлинга |
![]() | ![]() |
Двигатель судовой- двигатель, входящий в состав энергетической установки судна. Различают главные судовые двигатели, обеспечивающие движение судна, и вспомогательные судовые двигатели, служащие для привода судовых электрогенераторов, вентиляторов, насосов и т. д. В качестве главных судовых двигателей используются в основном паровые, газотурбинные и электрические двигатели, а также наиболее широко - поршневые двигатели внутреннего сгорания. Передача энергии от главного судового двигателя на движитель может быть прямая (непосредственное соединение вала двигателя с гребным валом), через редуктор или электрическая (с генератором у двигателя и электродвигателем гребного вала). На малых судах обычно один судовой двигатель одновременно приводит в действие гребной винт и электрический генератор.♦ Дви́гатель судово́й |
![]() | ![]() |
Двигатель тепловой- двигатель, в котором тепловая энергия преобразуется в механическую. Источником энергии служит химическое или ядерное топливо. Тепловые двигатели делятся на поршневые двигатели, роторные, реактивные и комбинированные (турбореактивные, турбовальные, роторно-поршневые и т. д.). В зависимости от способа подвода теплоты для нагрева рабочего тела различают двигатели внутреннего сгорания и двигатели внешнего сгорания (двигатель Стирлинга, паровой двигатель и т. д.). Эффективный коэффициент полезного действия тепловых двигателей имеет значения от 0,1 до 0,6.На рисунках турбореактивный и поршневой двигатели. ♦ Дви́гатель теплово́й |
![]() | ![]() |
Двигатель тормозной- ракетный двигатель, используемый для торможения какого-либо объекта (космического корабля, космического спускаемого аппарата, боевой машины при посадке во время десантирования и т. д.).На первой фотографии торможение боевой машины десанта (БМД) при помощи тормозных ракетных двигателей во время приземления при десантировании. На второй фотографии посадка космического спускаемого аппарата с тормозными двигателями. ♦ Дви́гатель тормозно́й |
![]() | ![]() |
Двигатель тракторный- поршневой двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для установки на трактор и приспособленный к длительной работе в запылённом воздухе. Наиболее широко на современных тракторах применяются дизельные двигатели.♦ Дви́гатель тра́кторный |
![]() | ![]() |
Двигатель турбированный,
- разговорное название автомобильного поршневого двигателя внутреннего сгорания, оснащённого системой турбонаддува.
|
![]() | ![]() |
Двигатель турбовальный- газотурбинный двигатель, в котором большая часть энергии газа преобразуется в энергию вращения ротора свободной турбины, который механически не связан с турбокомпрессором. Широко используется аббревиатура ТВаД. Альтернативное название - ГТД со свободной турбиной. Турбовальные двигатели применяются на вертолётах, судах, танках, локомотивах, в турбогенераторах, газоперекачивающих установках и т. д.♦ Дви́гатель турбова́льный |
![]() | ![]() |
Двигатель турбовентиляторный- двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД), у которого расход воздуха через внешний контур больше расхода через внутренний контур (степень двухконтурности больше единицы). Широко применяются аббревиатуры ТВлД и ТВРД.♦ Дви́гатель турбовентиля́торный |
![]() | ![]() |
Двигатель турбовинтовентиляторный,
- турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта. Широко применяются аббревиатуры ТВВД и ВВлД.
|
![]() | ![]() |
Двигатель турбовинтовой- авиационный газотурбинный двигатель, у которого тяга создаётся в основном воздушным винтом, вращаемым газовой турбиной, и частично реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла. Широко применяется аббревиатура ТВД. Вращение от турбины турбовинтового двигателя к винту передаётся через редуктор. При использовании винтовентилятора вместо обычного винта двигатель называется турбовинтовентиляторным или винтовентиляторным.♦ Дви́гатель турбовинтово́й |
![]() | ![]() |
Двигатель турбокомпрессорный- авиационный воздушно-реактивный двигатель, оснащённый турбокомпрессором. Турбокомпрессорными являются все авиационные газотурбинные двигатели - ТРД, ТРДД, ТВД, ТВаД, ТВлД, ТВВД и т. д.♦ Турбокомпре́ссорный дви́гатель |
![]() | ![]() |
Двигатель турбореактивный- турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель, в котором газовая турбина служит только для привода компрессора, а выходящий из турбины газ создаёт реактивную тягу при истечении из сопла. Широко применяются аббревиатуры - ТРД. На сверхзвуковых боевых самолётах часто применяются турбореактивные двигатели с дополнительной (форсажной) камерой сгорания, которая позволяет кратковременно получать значительное увеличение тяги. Разновидностью турбореактивного двигателя является турбореактивный двухконтурный двигатель, имеющий лучшие тяговые и экономические характеристики. Широко применяются аббревиатуры - ТРД (турбореактивный двигатель), ТРДФ (турбореактивный двигатель с форсажной камерой), ТРДД (турбореактивный двигатель двухконтурный), ДТРД (двухконтурный турбореактивный двигатель), ТРДДФ (турбореактивный двигатель двухконтурный с форсажной камерой). ТРД и ТРДФ широко применялись в 1950-е и в 1960-е годы, но с 1970-х их постепенно вытеснили ТРДД и ТРДДФ.♦ Дви́гатель турбореакти́вный |
![]() | ![]() |
Двигатель турбореактивный двухконтурный- авиационный воздушно-реактивный двигатель, в котором входящий в него воздух делится на два потока, идущих во внутренний и во внешний контуры. Широко применяются аббревиатуры - ДТРД (двухконтурный турбореактивный двигатель) и ТРДД (турбореактивный двигатель двухконтурный). От турбореактивного двигателя отличается наличием внешнего контура, который представляет собой кольцевой канал, в котором находится вентилятор или компрессор. Преимущество ДТРД состоит в том, что при одной и той же затраченной энергии сообщается меньшая скорость значительно большей массе воздуха, чем в турбореактивном двигателе. Поэтому тяга на взлёте и в полёте с дозвуковой скоростью увеличивается, а удельный расход топлива уменьшается.На фотографии двухконтурный турбореактивный двигатель ПД-14, предназначенный для среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. ♦ Дви́гатель турбореакти́вный двухко́нтурный |
![]() | ![]() |
Двигатель форкамерный,
- поршневой двигатель внутреннего сгорания, в цилиндрах которого имеются форкамеры (предкамеры, аванкамеры), улучшающие смесеобразование. Наличие форкамер обеспечивает равномерное нарастание
давления в цилиндрах и более полное сгорание топлива, повышает коэффициент полезного действия двигателя и снижает токсичность выхлопных газов.
|
![]() | ![]() |
Двигатель шаговый,
- синхронный электродвигатель с несколькими обмотками, в котором ток, подаваемый в одну из обмоток статора, приводит к фиксации ротора в определённом положении. В отличие от сервопривода позволяет получать точное позиционирование без использования обратной связи от датчика углового положения.
Применяются шаговые (импульсные) электродвигатели в станках с числовым программным управлением, в устройствах автоматики, связи, в компьютерной технике и т. д.
|
![]() | ![]() |
Двигатель электрический,
- двигатель, преобразующий электрическую энергию в механическую работу. Основной вид двигателя в промышленности, применяемый для привода станков, компрессоров, насосов, конвейеров, инструментов,
подъёмно-транспортных машин и т. д. Применяется в качестве двигателя электровозов, трамваев, троллейбусов, электромобилей и т. д. Используется для привода различных механизмов, приборов, устройств
и агрегатов на самолётах, судах, автомобилях и т. д. Самый распространённый двигатель для бытовой техники (стиральные машины, кофемолки, вентиляторы, холодильники и т. д.) и детских игрушек.
|
![]() | ![]() |
Двигатель электрический гистерезисный,
- синхронный электродвигатель, вращающий момент которого создаётся в результате взаимодействия магнитного поля статора с намагниченным массивным ротором, изготавливаемым из материала с широкой петлёй гистерезиса.
Гистерезисные электрические двигатели по сравнению с синхронными двигателями других типов малошумны, надёжны в эксплуатации, долговечны и способны работать с различной частотой вращения. Мощность обычно не превышает нескольких сотен ватт.
Применяются в системах автоматического управления и в маломощных электрических приводах.
|
![]() | ![]() |
Двигатель электрический переменного тока,
- машина переменного тока, предназначенная для работы в режиме двигателя. Все электродвигатели переменного тока подразделяются на синхронные и асинхронные. Наиболее широко применяются трёхфазные асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором.
Синхронные двигатели применяют в электроприводах, когда требуется постоянство угловой скорости, а также для компенсации реактивной мощности в сети. В качестве однофазных двигателей переменного тока применяют в основном конденсаторные асинхронные двигатели.
|
![]() | ![]() |
Двигатель электрический синхронный,
- синхронная электрическая машина, предназначенная для работы в режиме двигателя. Способы пуска синхронного двигателя - пуск с помощью вспомогательного двигателя, частотный и асинхронный.
При пуске с помощью вспомогательного двигателя запускаемый синхронный электродвигатель разгоняется до синхронной частоты вращения при отключённой нагрузке.
Частотный пуск осуществляется плавным увеличением частоты напряжения в статорной обмотке. При получившем наибольшее распространение асинхронном способе пуска, вращающий электромагнитный момент
создаётся в результате взаимодействия магнитного поля статора с полем тока, наведённого в пусковой обмотке или в теле ротора. При приближении частоты вращения ротора к синхронной частоте,
обмотку возбуждения размыкают и подсоединяют к источнику постоянного тока. Устойчивая работа двигателя возможна при равенстве электромагнитной и механической мощностей.
Если электромагнитная мощность меньше мощности нагрузки, двигатель останавливается. Нарушение синхронной работы двигателя и остановка происходит также при снижении напряжения в сети и
при уменьшении тока возбуждения. Синхронные электродвигатели применяют в приводах, не требующих регулирования частоты вращения. Их часто используют для привода насосов, компрессоров, вентиляторов, станков и т. д.
|
![]() | ![]() |
Двигатель электрический тяговый,
- электрический двигатель, предназначенный для приведения в движение транспортных средств (электропоездов, электровозов, трамваев, троллейбусов, электромобилей, электроходов и т. д.).
В качестве тяговых двигателей наиболее широко используются электродвигатели постоянного тока, однофазные коллекторные электродвигатели переменного тока и трёхфазные асинхронные электродвигатели.
|
![]() | ![]() |
Двигатель ядерный,
- двигатель (силовая установка), преобразующий ядерную энергию в механическую. Используются ядерные силовые установки на подводных лодках и надводных кораблях (ледоколы, авианосцы и т. д.).
С 1950-х годов ведутся исследования по использованию ядерной энергии в космонавтике, авиации и других видах транспорта.
|
![]() | ![]() |
Двигатель ядерный ракетный- название ракетного двигателя, в котором для создания реактивной тяги используется энергия ядерного топлива. Широко используется аббревиатура - ЯРД. В реакторе ядерного ракетного двигателя осуществляется цепная ядерная реакция и выделяющееся тепло сообщается рабочему телу (водороду, аммиаку и т. д.), которое расширяется в сопле и выходит из него со скоростью более высокой, чем в химических ракетных двигателях. Основной проблемой при использовании ядерных ракетных двигателей является радиоактивное загрязнение окружающей среды. Ядерные ракетные двигатели создавались и испытывались на стендах в СССР и в США с середины 1950-х годов. Предполагается их использование для дальних космических полётов.♦ Дви́гатель я́дерный раке́тный |
![]() | ![]() |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||