На главную страницу         К полному списку слов на букву Д

         Предыдущая страница                    Следующая страница

А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О
П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

 
Двигатель роторно-поршневой  * 
 
Двигатель с воспламенением от сжатия  *  Двигатель с турбонаддувом  *  Двигатель свободнопоршневой  *  Двигатель со свободно движущимися поршнями  *  Двигатель стационарный  *  Двигатель Стирлинга  *  Двигатель судовой  * 
 
Двигатель тепловой  *  Двигатель тормозной  *  Двигатель тракторный  *  Двигатель турбированный  *  Двигатель турбовальный  *  Двигатель турбовентиляторный  *  Двигатель турбовинтовентиляторный  *  Двигатель турбовинтовой  *  Двигатель турбокомпрессорный  *  Двигатель турбореативный  *  Двигатель турбореативный двухконтурный  * 
 
Двигатель форкамерный  * 
 
Двигатель шаговый  * 
 
Двигатель электрический  *  Двигатель электрический синхронный  *  Двигатель электрический тяговый  * 
 
Двигатель ядерный  *  Двигатель ядерный ракетный  * 
 
                                         

Двигатель роторно-поршневой,
двигатель Ванкеля

- название двигателя внутреннего сгорания, рабочие камеры которого образуются стенками цилиндра и вращающимся внутри цилиндра трёхгранным ротором (поршнем) с поверхностью, выполненной по специальной кривой - эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра). Применяются роторно-поршневые двигатели на автомобилях, мотоциклах, лодках, мотопланерах и т. д., но широкого распространения не получили.
 
 
♦  Дви́гатель ро́торно-поршнево́й
♦  Дви́гатель Ва́нкеля
 
 
 
Двигатель роторно-поршневой - название двигателя внутреннего сгорания, рабочие камеры которого образуются стенками цилиндра и 
	вращающимся внутри цилиндра, трёхгранным ротором (поршнем), с поверхностью, выполненнной по специальной кривой - эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра).
 

Двигатель с воспламенением от сжатия,
двигатель дизельный,
дизель

- поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением распылённого топлива в цилиндре от соприкосновения с разогретым от сжатия воздухом. Работают дизельные двигатели на дизельном топливе, которое часто называют соляркой. Являются наиболее экономичными тепловыми двигателями. Применяются для привода стационарных энергетических установок и машин (насосов, компрессоров, буровых установок и т. д.). Используются в качестве двигателей транспортных средств - тепловозов, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, танков, судов и т. д.
 
 
♦  Дви́гатель с воспламене́нием от сжа́тия
♦  Дви́гатель ди́зельный
♦  Ди́зель
 
 
 
 
Двигатель с воспламенением от сжатия - поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением распылённого
	   топлива в цилиндре от соприкосновения с разогретым от сжатия воздухом.
 

Двигатель с турбонаддувом,
двигатель внутреннего сгорания
комбинированный,
комбинированный ДВС

- поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий совместно с турбокомпрессором (турбонагнетателем), использующим энергию выхлопных газов и подающим в цилиндры двигателя сжатый воздух. Достоинствами комбинированных ДВС являются, как правило, более высокие по сравнению с обычными двигателями мощность, экономичность и высотность.
 
 
♦  Дви́гатель с турбонадду́вом
♦  Дви́гатель вну́треннего сгора́ния комбини́рованный
♦  Комбини́рованный ДВС
 
 
 
 
 
Двигатель с турбонаддувом - поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий совместно с турбокомпрессором, 
	   использующим энергию выхлопных газов и подающим в цилиндры двигателя сжатый воздух.
 

Двигатель свободнопоршневой,
двигатель со свободно движущимися
поршнями,
свободнопоршневая машина

- двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания с прямоточной продувкой, в котором отсутствует кривошипно-шатунный механизм, а поршень из нижней мёртвой точки к верхней мёртвой точке движется под действием сжатого воздуха, пружины или веса поршня. Свободнопоршневые двигатели могут служить для привода машин, совершающих возвратно-поступательное движение (дизель-молотов, дизель-прессов и т. д.), в качестве компрессоров или генераторов газа.
 
 
♦  Дви́гатель свободнопоршнево́й
♦  Дви́гатель со свобо́дно дви́жущимися по́ршнями
♦  Свободнопоршнева́я маши́на
 
 
 
 
 
Двигатель свободнопоршневой - двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания с прямоточной
	 продувкой, в котором отсутствует кривошипно-шатунный механизм, а поршень из нижней мёртвой точки к верхней мёртвой точки движется под действием сжатого воздуха, пружины или веса поршня.
 

Двигатель стационарный

- двигатель, закреплённый на неподвижном основании и передающий энергию какой-либо машине (генератору, компрессору, насосу и т. д.), расположенной также неподвижно.
 
На фотографии дизель-генераторная установка, в состав которой входит стационарный дизельный двигатель.
 
 
♦  Дви́гатель стациона́рный
 
 
Двигатель стационарный - двигатель, закреплённый на неподвижном основании и передающий энергию какой-либо неподвижной машине, расположенной также неподвижно.
 

Двигатель Стирлинга

- поршневой двигатель с внешним подводом тепла, в котором рабочее тело изменяет свой объём при нагревании и охлаждении, находясь в замкнутом пространстве. Назван по имени английского изобретателя Р. Стирлинга, создавшего в 1816 первый подобный двигатель. Современные двигатели работают по замкнутому регенеративному циклу, который состоит из двух изотермических и двух изохорических процессов. К рабочему телу в горячей полости теплота подводится от нагревателя, а в холодной полости отводится охладителем. Рабочий цикл осуществляется за 4 такта: изотермическое сжатие, изохорное нагревание, рабочий ход при изотермическом расширении, изохорное охлаждение. В качестве рабочего тела используются воздух, водород или гелий, а в качестве нагревателя может служить практически любой источник тепла. Работа двигателя Стирлинга отличается бесшумностью, плавностью, высокой экономичностью и надёжностью. Основными недостатками являются большие габариты и масса, высокая стоимость, тихоходность, сложность управления режимами работы, а также конструктивная сложность уплотнений. Создаются двигатели Стирлинга для работы в стационарных условиях, судовые и автомобильные.
 
 
♦  Дви́гатель Сти́рлинга
 
 
 
Двигатель Стирлинга - поршневой двигатель внешнего сгорания, в котором рабочее тело изменяет свой объём при нагревании и охлаждении, 
	находясь в замкнутом пространстве.
 

Двигатель судовой

- двигатель, входящий в состав энергетической установки судна. Различают главные судовые двигатели, обеспечивающие движение судна, и вспомогательные судовые двигатели, служащие для привода судовых электрогенераторов, вентиляторов, насосов и т. д. В качестве главных судовых двигателей используются в основном паровые, газотурбинные и электрические двигатели, а также наиболее широко - поршневые двигатели внутреннего сгорания. Передача энергии от главного судового двигателя на движитель может быть прямая (непосредственное соединение вала двигателя с гребным валом), через редуктор или электрическая (с генератором у двигателя и электродвигателем гребного вала). На малых судах обычно один судовой двигатель одновременно приводит в действие гребной винт и электрический генератор.
 
 
♦  Дви́гатель судово́й
 
 
Двигатель судовой - двигатель, входящий в состав энергетической установки судна.
 

Двигатель тепловой

- двигатель, в котором тепловая энергия преобразуется в механическую. Источником энергии служит химическое или ядерное топливо. Тепловые двигатели делятся на поршневые двигатели, роторные, реактивные и комбинированные (турбореактивные, турбовальные, роторно-поршневые и т. д.). В зависимости от способа подвода теплоты для нагрева рабочего тела различают двигатели внутреннего сгорания и двигатели внешнего сгорания (двигатель Стирлинга, паровой двигатель и т. д.). Эффективный коэффициент полезного действия тепловых двигателей имеет значения от 0,1 до 0,6.
 
На рисунке турбореактивный двигатель.
 
 
♦  Дви́гатель теплово́й
 
 
Двигатель тепловой - двигатель, в котором тепловая энергия преобразуется в механическую.
 

Двигатель тормозной

- ракетный двигатель, используемый для торможения какого-либо объекта (космического корабля, спускаемого аппарата, боевой машины при посадке во время десантирования и т. д.).
 
На фотографии торможение боевой машины десанта (БМД) при помощи тормозных ракетных двигателей во время приземления при десантировании.
 
 
♦  Дви́гатель тормозно́й
 
 
Двигатель тормозной - ракетный двигатель, используемый для торможения какого-либо объекта.
 

Двигатель тракторный

- поршневой двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для установки на трактор и приспособленный к длительной работе в запылённом воздухе. Наиболее широко на современных тракторах применяются дизельные двигатели.
 
 
♦  Дви́гатель тра́кторный
 
 
Двигатель тракторный - поршневой двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для установки на трактор и приспособленный
	 к длительной работе в запылённом воздухе.
 

Двигатель турбированный,
турбодвигатель

- разговорное название автомобильного поршневого двигателя внутреннего сгорания, оснащённого системой турбонаддува.
 
 
♦  Дви́гатель турби́рованный
♦  Турбодви́гатель
 
Двигатель турбированный - разговорное название автомобильного поршневого двигателя внутреннего сгорания, оснащённого системой турбонаддува.  

Двигатель турбовальный

- газотурбинный двигатель, в котором большая часть энергии газа преобразуется в энергию вращения ротора свободной турбины, который механически не связан с турбокомпрессором. Широко используется аббревиатура ТВаД. Альтернативное название - ГТД со свободной турбиной. Турбовальные двигатели применяются на вертолётах, судах, танках, локомотивах, в турбогенераторах, газоперекачивающих установках и т. д.
 
 
♦  Дви́гатель турбова́льный
 
 
Двигатель турбовальный - газотурбинный двигатель,  в котором большая часть энергии газа преобразуется в энергию вращения ротора свободной турбины, 
	который механически не связан с турбокомпрессором.
 
Двигатель турбовальный - газотурбинный двигатель,  в котором большая часть энергии газа 
	преобразуется в энергию вращения ротора свободной турбины, который механически не связан с турбокомпрессором.

Двигатель турбовентиляторный

- двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД), у которого расход воздуха через внешний контур больше расхода через внутренний контур (степень двухконтурности больше единицы). Широко применяются аббревиатуры ТВлД и ТВРД.
 
 
♦  Дви́гатель турбовентиля́торный
 
 
Двигатель турбовентиляторный - двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД), у которого расход воздуха через внешний контур больше 
	расхода через внутренний контур.
 

Двигатель турбовинтовентиляторный,
двигатель винтовентиляторный

- турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта. Широко применяются аббревиатуры ТВВД и ВВлД.
 
 
♦  Дви́гатель турбовинтовентиля́торный
♦  Дви́гатель винтовентиля́торный
 
Двигатель турбовинтовентиляторный - турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта. Двигатель винтовентиляторный - турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта.

Двигатель турбовинтовой

- авиационный газотурбинный двигатель, у которого тяга создаётся в основном воздушным винтом, вращаемым газовой турбиной, и частично реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла. Широко применяется аббревиатура ТВД. Вращение от турбины турбовинтового двигателя к винту передаётся через редуктор. При использовании винтовентилятора вместо обычного винта двигатель называется турбовинтовентиляторным или винтовентиляторным.
 
 
♦  Дви́гатель турбовинтово́й
 
 
Двигатель турбовинтовой - авиационный газотурбинный двигатель, у которого тяга создаётся в основном воздушным винтом, вращаемым газовой турбиной, и 
	частично реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла.
 
Двигатель турбовинтовой -  авиационный газотурбинный двигатель, у которого
	 тяга создаётся в основном воздушным винтом, вращаемым газовой турбиной, и частично реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла.

Двигатель турбокомпрессорный

- авиационный воздушно-реактивный двигатель, оснащённый турбокомпрессором. Турбокомпрессорными являются все авиационные газотурбинные двигатели - ТРД, ТРДД, ТВД, ТВаД, ТВлД, ТВВД и т. д.
 
 
♦  Турбокомпре́ссорный дви́гатель
 
Двигатель турбокомпрессорный - авиационный воздушно-реактивный двигатель, оснащённый турбокомпрессором. Двигатель турбокомпрессорный - авиационный воздушно-реактивный двигатель, оснащённый турбокомпрессором.

Двигатель турбореактивный

- турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель, в котором газовая турбина служит только для привода компрессора, а выходящий из турбины газ создаёт реактивную тягу при истечении из сопла. Широко применяются аббревиатуры - ТРД. На сверхзвуковых боевых самолётах часто применяются турбореактивные двигатели с дополнительной (форсажной) камерой сгорания, которая позволяет кратковременно получать значительное увеличение тяги. Разновидностью турбореактивного двигателя является турбореактивный двухконтурный двигатель, имеющий лучшие тяговые и экономические характеристики. Широко применяются аббревиатуры - ТРД (турбореактивный двигатель), ТРДФ (турбореактивный двигатель с форсажной камерой), ТРДД (турбореактивный двигатель двухконтурный), ДТРД (двухконтурный турбореактивный двигатель), ТРДДФ (турбореактивный двигатель двухконтурный с форсажной камерой). ТРД и ТРДФ широко применялись в 1950-е и в 1960-е годы, но с 1970-х их постепенно вытеснили ТРДД и ТРДДФ.
 
 
♦  Дви́гатель турбореакти́вный
 
 
 
Двигатель турбореактивный - турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель, в котором газовая турбина служит только для привода компрессора,
	 а выходящий из турбины газ создаёт реактивную тягу при истечении из сопла.
 
 
Двигатель турбореактивный - турбокомпрессорный 
	 воздушно-реактивный двигатель, в котором газовая турбина служит только для привода компрессора, а выходящий из турбины газ создаёт реактивную тягу при истечении из сопла.

Двигатель турбореактивный двухконтурный

- авиационный воздушно-реактивный двигатель, в котором входящий в него воздух делится на два потока, идущих во внутренний и во внешний контуры. Широко применяются аббревиатуры - ДТРД (двухконтурный турбореактивный двигатель) и ТРДД (турбореактивный двигатель двухконтурный) От турбореактивного двигателя отличается наличием внешнего контура, который представляет собой кольцевой канал, в котором находится вентилятор или компрессор. Преимущество ДТРД состоит в том, что при одной и той же затраченной энергии сообщается меньшая скорость значительно большей массе воздуха, чем в турбореактивном двигателе. Поэтому тяга на взлёте и в полёте с дозвуковой скоростью увеличивается, а удельный расход топлива уменьшается.
 
На фотографии двухконтурный турбореактивный двигатель ПД-14, предназначенный для пассажирского самолёта МС-21.
 
 
♦  Дви́гатель турбореакти́вный двухко́нтурный
 
 
Двигатель турбореактивный двухконтурный - авиационный воздушно-реактивный двигатель, 
	в котором входящий в него воздух делится на два потока, идущих во внутренний и во внешний контуры.
 
Двигатель турбореактивный двухконтурный ПД-14, предназначенный для пассажирского самолёта МС-21.
 

Двигатель форкамерный,
двигатель предкамерный

- поршневой двигатель внутреннего сгорания, в цилиндрах которого имеются форкамеры (предкамеры, аванкамеры), улучшающие смесеобразование. Наличие форкамер обеспечивает равномерное нарастание давления в цилиндрах и более полное сгорание топлива, повышает коэффициент полезного действия двигателя и снижает токсичность выхлопных газов.
 
 
♦  Дви́гатель форка́мерный
♦  Дви́гатель предка́мерный
 
 
Двигатель форкамерный - поршневой двигатель внутреннего сгорания, имеющий в цилиндрах форкамеры, улучшающие смесеобразование.
 

Двигатель шаговый,
электродвигатель шаговый,
электродвигатель импульсный

- синхронный электродвигатель с несколькими обмотками, в котором ток, подаваемый в одну из обмоток статора, приводит к фиксации ротора в определённом положении. В отличие от сервопривода позволяет получать точное позиционирование без использования обратной связи от датчика углового положения. Применяются импульсные электродвигатели в станках с числовым программным управлением, в устройствах автоматики, связи, в компьютерной технике и т. д.
 
 
♦  Дви́гатель ша́говый
♦  Электродви́гатель ша́говый
♦  Электродви́гатель и́мпульсный
 
 
 
 
Двигатель шаговый - синхронный электродвигатель с несколькими обмотками, в котором ток,
	 подаваемый в одну из обмоток статора,  приводит к фиксации ротора в определённом положении.
 

Двигатель электрический,
электрический мотор,
электродвигатель,
электромотор

- двигатель, преобразующий электрическую энергию в механическую работу. Основной вид двигателя в промышленности, применяемый для привода станков, компрессоров, насосов, конвейеров, инструментов, подъёмно-транспортных машин и т. д. Применяется в качестве двигателя электровозов, трамваев, троллейбусов, электромобилей и т. д. Используется для привода различных механизмов, приборов, устройств и агрегатов на самолётах, судах, автомобилях и т. д. Самый распространённый двигатель для бытовой техники (стиральные машины, кофемолки, вентиляторы, холодильники и т. д.) и детских игрушек.
 
 
♦  Дви́гатель электри́ческий
♦  Электри́ческий мото́р
♦  Электродви́гатель
♦  Электромото́р
 
 
 
 
 
Двигатель электрический - электрическая машина, двигатель, преобразующий электрическую энергию в механическую.
 

Двигатель электрический синхронный,
синхронный электродвигатель

- синхронная электрическая машина, предназначенная для работы в режиме двигателя. Способы пуска синхронного двигателя - пуск с помощью вспомогательного двигателя, частотный и асинхронный. При пуске с помощью вспомогательного двигателя запускаемый синхронный электродвигатель разгоняется до синхронной частоты вращения при отключённой нагрузке. Частотный пуск осуществляется плавным увеличением частоты напряжения в статорной обмотке. При получившем наибольшее распространение асинхронном способе пуска, вращающий электромагнитный момент создаётся в результате взаимодействия магнитного поля статора с полем тока, наведённого в пусковой обмотке или в теле ротора. При приближении частоты вращения ротора к синхронной частоте, обмотку возбуждения размыкают и подсоединяют к источнику постоянного тока. Устойчивая работа двигателя возможна при равенстве электромагнитной и механической мощностей. Если электромагнитная мощность меньше мощности нагрузки, двигатель останавливается. Нарушение синхронной работы двигателя и остановка происходит также при снижении напряжения в сети и при уменьшении тока возбуждения. Синхронные электродвигатели применяют в приводах, не требующих регулирования частоты вращения. Их часто используют для привода насосов, компрессоров, вентиляторов, станков и т. д.
 
 
♦  Дви́гатель электри́ческий синхро́нный
♦  Синхро́нный электродви́гатель
 
 
 
 
 
Двигатель электрический синхронный - синхронная электрическая машина, предназначенная для работы в режиме двигателя.
 

Двигатель электрический тяговый,
тяговый электродвигатель

- электрический двигатель, предназначенный для приведения в движение транспортных средств (электропоездов, электровозов, трамваев, троллейбусов, электромобилей, электроходов и т. д.). В качестве тяговых двигателей наиболее широко используются электродвигатели постоянного тока, однофазные коллекторные электродвигатели переменного тока и трёхфазные асинхронные электродвигатели.
 
 
♦  Дви́гатель электри́ческий тя́говый
♦  Тя́говый электродви́гатель
 
 
Двигатель электрический тяговый - электрический двигатель, предназначенный для приведения в движение транспортных средств.
 
Тяговый электродвигатель - электрический двигатель, предназначенный для приведения в движение транспортных средств.

Двигатель ядерный,
ядерная силовая установка,
двигатель атомный,
атомная силовая установка

- силовая установка, преобразующая атомную энергию в механическую. Используются ядерные силовые установки на подводных лодках и надводных кораблях (ледоколы, авианосцы и т. д.). С 1950-х годов ведутся исследования по использованию ядерной энергии в космонавтике, авиации и других видах транспорта.
 
На фотографии ледокол "50 лет Победы" с атомной силовой установкой.
 
 
♦  Дви́гатель я́дерный
♦  Я́дерная силова́я устано́вка
♦  Дви́гатель а́томный
♦  А́томная силова́я устано́вка
 
 
 
 
 
 
Двигатель ядерный - силовая установка (двигатель), преобразующая атомную энергию в механическую.
 

Двигатель ядерный ракетный

- название ракетного двигателя, в котором для создания реактивной тяги используется энергия ядерного топлива. Широко используется аббревиатура - ЯРД. В реакторе ядерного ракетного двигателя осуществляется цепная ядерная реакция и выделяющееся тепло сообщается рабочему телу (водороду, аммиаку и т. д.), которое расширяется в сопле и выходит из него со скоростью более высокой, чем в химических ракетных двигателях. Основной проблемой при использовании ядерных ракетных двигателей является радиоактивное загрязнение окружающей среды. Ядерные ракетные двигатели создавались и испытывались на стендах в СССР и в США с середины 1950-х годов. Предполагается их использование для дальних космических полётов.
 
 
♦  Дви́гатель я́дерный раке́тный
 
 
 
Двигатель ядерный ракетный - ракетный двигатель, в котором для создания реактивной тяги используется энергия ядерного топлива.
 
 
      Трудовая жизнь автора сайта пришлась на "эпоху перемен". Пенсию назначили 6328 рублей. 
    Стараюсь многолетний разнообразный инженерный опыт использовать для создания самого полного и нужного всем политехнического словаря-справочника.
 
       
 
 
               Следующая страница
 
               Предыдущая страница
 

 
           На главную страницу           В начало страницы
 
 
А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  
 

Valid XHTML 1.0 Transitional