Политехнический словарь-справочник

                 К полному списку слов на букву Д

         Предыдущая страница                    Следующая страница

А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О
П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

 
Дросселирование  * 
 
Дроссель  * 
 
Дроссель пневматический  * 
 
Дроссель электрический  * 
 
Дроссель-эффект  * 
 
Дроссельная заслонка  * 
 
Дроссельная характеристика ГТД  * 
 
Дроссельная характеристика ЖРД  * 
 
Дроссельная характеристика поршневого ДВС  * 
 
Дроссельный клапан  * 
 
Дротик  * 
 
Друза  * 
 
ДСП  * 
 
ДСЧ  * 
 
ДТ  * 
 
ДТРД  * 
 
                                         

Дросселирование

- понижение давления в потоке газа, пара или жидкости при прохождении через местное гидродинамическое сопротивление (дроссель). Таким гидродинамическим сопротивлением может служить вентиль, кран, сужение трубопровода и т. д. Дросселирование наблюдается в условиях, когда поток не совершает внешней работы, а также практически нет теплообмена с окружающей средой. Обычно дросселирование можно рассматривать как изоэнтальпийный квазиравновесный процесс. Для идеального газа процесс должен происходить при постоянной температуре, а реальные газы могут изменять свою температуру, и это явление называется эффектом Джоуля-Томсона. Дросселирование широко применяется для измерения и регулирования расхода газов и жидкостей, а также для глубокого охлаждения и сжижения газов.
 
 
♦  Дроссели́рование
 
 
Дросселирование - понижение давления в потоке газа, пара или  жидкости при прохождении через местное гидродинамическое сопротивление (дроссель).
 
Дросселирование - понижение давления в потоке газа, пара или  жидкости при прохождении через местное гидродинамическое сопротивление (дроссель).

Дроссель

- местное гидродинамическое сопротивление (сужение трубопровода, кран, вентиль и т. д.). Дроссели часто применяются для измерения и регулирования расходов жидкостей и газов, а также для глубокого охлаждения и сжижения газов.
 
 
♦  Дро́ссель
 
Дроссель - местное гидродинамическое сопротивление (сужение трубопровода, кран, вентиль и т. д.). Дроссель - местное гидродинамическое сопротивление (сужение трубопровода, кран, вентиль и т. д.).

Дроссель пневматический,
сопротивление пневматическое,
пневмосопротивление,
пневмодроссель

- устройство, препятствующее течению газа в пневматическом канале, вследствие чего на нём создаётся перепад давления. Наиболее часто выполняется в виде зауженного канала постоянного сечения или в виде пары неподвижное седло - подвижная деталь.
 
 
♦  Дро́ссель пневмати́ческий
♦  Сопротивле́ние пневмати́ческое
♦  Пневмосопротивле́ние
♦  Пневмодро́ссель
 
 
 
 
Дроссель пневматический - устройство, препятствующее течению газа в пневматическом канале, вследствие чего на нём создаётся перепад давления.
 
 
 
Дроссель пневматический - устройство, препятствующее течению газа в пневматическом канале, вследствие чего на нём создаётся перепад давления.

Дроссель электрический

- катушка индуктивности, включаемая в электрическую цепь последовательно с нагрузкой для подавления (устранения) переменной составляющей тока в цепи, а также для ограничения или разделения сигналов различной частоты. Реактивное электрическое сопротивление дросселя при возможности пренебречь межвитковой ёмкостью составляет (в Ом):
       X = ω ⋅ L = 2 ⋅ π ⋅ f ⋅ L,
где f - частота тока в Гц, ω = 2 ⋅ π ⋅ f - циклическая частота, L - индуктивность в Г.
Низкочастотный электрический дроссель обычно имеет сердечник из электротехнической стали или какого-либо другого материала с большой магнитной проницаемостью для увеличения индуктивности.
 
 
♦  Дро́ссель электри́ческий
 
 
 
Дроссель электрический - катушка индуктивности, включаемая в электрическую цепь последовательно с нагрузкой для подавления (устранения) переменной составляющей тока в цепи, а также для ограничения или разделения сигналов различной частоты.
 
 
Дроссель электрический - катушка индуктивности, включаемая в электрическую цепь последовательно с нагрузкой для подавления (устранения) переменной составляющей тока в цепи, а также для ограничения или разделения сигналов различной частоты.

Дроссель-эффект,
эффект Джоуля-Томсона

- изменение температуры газа при адиабатическом дросселировании, то есть понижении давления газа при его протекании через пористую перегородку, вентиль или диафрагму без теплообмена с окружающей средой. Эффект был обнаружен и изучен английскими учёными Дж. П. Джоулем и У. Томсоном (лордом Кельвином) в период с 1852-го по 1862-ой год. Дроссель-эффект (эффект Джоуля-Томсона) называется положительным, если температура газа при адиабатическом дросселировании понижается, и отрицательным, если она повышается. Данный эффект объясняется наличием в реальных газах сил межмолекулярного взаимодействия и не проявляется для идеальных газов (при адиабатическом дросселировании идеального газа температура не изменяется). Положительный дроссель-эффект широко используется в технике для получения низких температур и сжижения газов по причине простоты конструкций дроссельных устройств.
 
 
♦  Дро́ссель-эффе́кт
♦  Эффе́кт Джо́уля-То́мсона
 
 
 
 
Дроссель-эффект - зменение температуры газа при адиабатическом дросселировании, то есть понижении давления газа при его протекании через пористую перегородку, вентиль или диафрагму без теплообмена с окружающей средой.
 
 
 
       Дроссель-эффект - зменение температуры газа при адиабатическом дросселировании, то есть понижении давления газа при его протекании через пористую перегородку, 
	вентиль или диафрагму без теплообмена с окружающей средой.

Дроссельная заслонка

- дроссельный клапан, в котором регулирование расхода жидкости или газа осуществляется поворотной пластиной (заслонкой), укреплённой на оси, проходящей через центр канала перпендикулярно потоку.
 
 
♦  Дро́ссельная засло́нка
 
Дроссельная заслонка - заслонка, в которой регулирование расхода жидкости или газа осуществляется поворотной пластиной, укреплённой на оси, проходящей через центр канала перпендикулярно потоку. Дроссельная заслонка - заслонка, в которой регулирование расхода жидкости или газа осуществляется поворотной пластиной, укреплённой на оси, проходящей через центр канала перпендикулярно потоку.

Дроссельная характеристика ГТД

- зависимости основных показателей работы газотурбинного двигателя (тяги или мощности, удельного расхода топлива, температуры газов перед турбиной ГТД и т. д.) от частоты вращения ротора (или расхода топлива) при заданных внешних условиях и принятой программе управления.
 
 
♦  Дро́ссельная характери́стика ГТД
 
Дроссельная характеристика ГТД - зависимости основных показателей работы газотурбинного двигателя (тяги или мощности, удельного расхода топлива, температуры газов перед турбиной ГТД и т. д.) 
	от частоты вращения ротора (или расхода топлива) при заданных внешних условиях и принятой программе управления. Дроссельная характеристика ГТД - зависимости основных показателей работы газотурбинного двигателя (тяги или мощности, удельного расхода топлива, температуры газов перед турбиной ГТД и т. д.) 
	от частоты вращения ротора (или расхода топлива) при заданных внешних условиях и принятой программе управления.

Дроссельная характеристика ЖРД,
расходная характеристика ЖРД,
регулировочная характеристика ЖРД

- зависимости тяги и удельного импульса жидкостного ракетного двигателя от массового расхода продуктов сгорания при заданном соотношении компонентов топлива, постоянных внешних условиях и фиксированных размерах сопла.
 
 
♦  Дро́ссельная характери́стика ЖРД
♦  Расхо́дная характери́стика ЖРД
♦  Регулиро́вочная характери́стика ЖРД
 
 
Дроссельная характеристика ЖРД - зависимости тяги и удельного импульса жидкостного ракетного двигателя от массового расхода продуктов сгорания при заданном соотношении компонентов топлива, постоянных внешних условиях и фиксированных размерах сопла.
 
Дроссельная характеристика ЖРД - зависимости тяги и удельного импульса жидкостного ракетного двигателя от массового расхода продуктов сгорания при заданном соотношении компонентов топлива, постоянных внешних условиях и фиксированных размерах сопла.

Дроссельная характеристика поршневого ДВС

- зависимость изменения эффективных показателей (мощность, удельный эффективный расход топлива, крутящий момент и т. д.) поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) от частоты оборотов коленвала (коленчатого вала) при заданных внешних условиях и постоянной нагрузке.
 
 
♦  Дро́ссельная характери́стика поршнево́го ДВС
 
Дроссельная характеристика поршневого ДВС - зависимость изменения эффективных показателей (мощность, удельный эффективный расход топлива, крутящий момент и т. д.) поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) 
	от частоты оборотов коленвала (коленчатого вала) при заданных внешних условиях и постоянной нагрузке. Дроссельная характеристика поршневого ДВС - зависимость изменения эффективных показателей (мощность, удельный эффективный расход топлива, крутящий момент и т. д.) поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) 
	от частоты оборотов коленвала (коленчатого вала) при заданных внешних условиях и постоянной нагрузке.

Дроссельный клапан

- механическое устройство, обеспечивающее перекрытие потока или регулирование расхода жидкости, газа или пара за счёт изменения площади проходного сечения трубопровода. Клапан, в котором расход регулируется поворотом заслонки вокруг своей оси, часто называют дроссельной заслонкой.
 
 
♦  Дро́ссельный кла́пан
 
Дроссельный клапан - механическое устройство, обеспечивающее перекрытие потока или регулирование расхода жидкости, газа или пара за счёт изменения площади проходного сечения трубопровода. Дроссельный клапан - механическое устройство, обеспечивающее перекрытие потока или регулирование расхода жидкости, газа или пара за счёт изменения площади проходного сечения трубопровода.

Дротик

- метательное копьё на коротком древке, широко применявшееся в древности и в эпоху Средневековья.
 
 
♦  Дро́тик
 
Дротик - метательное копьё на коротком древке, широко применявшееся в древности и в эпоху Средневековья. Дротик - метательное копьё на коротком древке, широко применявшееся в древности и в эпоху Средневековья.

Друза

- форма природного кристаллического минерального агрегата в виде группы свободных кристаллов, наросших одним концом (ребром или гранью) на стенки трещин или замкнутых пустот в какой-либо горной породе. Свободная часть кристаллов обычно хорошо огранена, а направление их главного роста относительно поверхности нарастания близко к перпендикулярному. Встречаются друзы многих минералов - аметиста, кварца, кальцита, барита, сурьмяного блеска, флюорита, пирита, гранатов, полевых шпатов т. д.
 
На первой фотографии друза аметиста, а на второй - кварца.
 
 
♦  Дру́за
 
 
Друза - форма природного кристаллического минерального агрегата в виде группы свободных кристаллов, наросших одним концом (ребром или гранью) на стенки трещин или замкнутых пустот в какой-либо горной породе.
 
Друза - форма природного кристаллического минерального агрегата в виде группы свободных кристаллов, наросших одним концом (ребром или гранью) на стенки трещин или замкнутых пустот в какой-либо горной породе.

ДСП:

  • - древесностружечная плита;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - древеснослоистый пластик.
ДСП - древесностружечная плита.
 
 
ДСП - древеснослоистый пластик.
ДСП - древесностружечная плита.
 
 
ДСП - древеснослоистый пластик.

ДСЧ:

  • - датчик случайных чисел;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • - дежурный по стоянке части.
ДСЧ - датчик случайных чисел.
 
 
ДСЧ - дежурный по стоянке части
ДСЧ - датчик случайных чисел.
 
 
ДСЧ - дежурный по стоянке части

ДТ

- дизельное топливо.
ДТ - дизельное топливо. ДТ - дизельное топливо.

ДТРД

- двухконтурный турбореактивный двигатель. Часто применяется также аббревиатура ТРДД (турбореактивный двигатель двухконтурный).
 
На фотографии двухконтурный турбореактивный двигатель ПД-14, предназначенный для пассажирского самолёта МС-21.
ДТРД - двухконтурный турбореактивный двигатель. ДТРД - двухконтурный турбореактивный двигатель.
 
               Следующая страница
 
               Предыдущая страница
 

 
          На главную страницу           В начало страницы
 
 
А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  
 

Valid XHTML 1.0 Transitional