Политехнический словарь-справочник |
||
Дросселирование * Дроссель * Дроссель пневматический * Дроссель электрический * Дроссель-эффект * Дроссельная заслонка * Дроссельная характеристика ГТД * Дроссельная характеристика ЖРД * Дроссельная характеристика поршневого ДВС * Дроссельный клапан * Дротик * Друза * ДСП * ДСЧ * ДТ * ДТРД * | ||
Дросселирование- понижение давления в потоке газа, пара или жидкости при прохождении через местное гидродинамическое сопротивление (дроссель). Таким гидродинамическим сопротивлением может служить вентиль, кран, сужение трубопровода и т. д. Дросселирование наблюдается в условиях, когда поток не совершает внешней работы, а также практически нет теплообмена с окружающей средой. Обычно дросселирование можно рассматривать как изоэнтальпийный квазиравновесный процесс. Для идеального газа процесс должен происходить при постоянной температуре, а реальные газы могут изменять свою температуру, и это явление называется эффектом Джоуля-Томсона. Дросселирование широко применяется для измерения и регулирования расхода газов и жидкостей, а также для глубокого охлаждения и сжижения газов.♦ Дроссели́рование |
![]() | ![]() |
Дроссель- местное гидродинамическое сопротивление (сужение трубопровода, кран, вентиль и т. д.). Дроссели часто применяются для измерения и регулирования расходов жидкостей и газов, а также для глубокого охлаждения и сжижения газов.♦ Дро́ссель |
![]() | ![]() |
Дроссель пневматический,
- устройство, препятствующее течению газа в пневматическом канале, вследствие чего на нём создаётся перепад давления. Наиболее часто выполняется в виде зауженного канала постоянного сечения или в виде пары неподвижное седло - подвижная деталь.
|
![]() | ![]() |
Дроссель электрический- катушка индуктивности, включаемая в электрическую цепь последовательно с нагрузкой для подавления (устранения) переменной составляющей тока в цепи, а также для ограничения или разделения сигналов различной частоты. Реактивное электрическое сопротивление дросселя при возможности пренебречь межвитковой ёмкостью составляет (в Ом):X = ω ⋅ L = 2 ⋅ π ⋅ f ⋅ L, где f - частота тока в Гц, ω = 2 ⋅ π ⋅ f - циклическая частота, L - индуктивность в Г. Низкочастотный электрический дроссель обычно имеет сердечник из электротехнической стали или какого-либо другого материала с большой магнитной проницаемостью для увеличения индуктивности. ♦ Дро́ссель электри́ческий |
![]() | ![]() |
Дроссель-эффект,
- изменение температуры газа при адиабатическом дросселировании, то есть понижении давления газа при его протекании через пористую перегородку, вентиль или диафрагму без теплообмена с окружающей средой.
Эффект был обнаружен и изучен английскими учёными Дж. П. Джоулем и У. Томсоном (лордом Кельвином) в период с 1852-го по 1862-ой год. Дроссель-эффект (эффект Джоуля-Томсона) называется положительным, если температура газа
при адиабатическом дросселировании понижается, и отрицательным, если она повышается. Данный эффект объясняется наличием в реальных газах сил межмолекулярного взаимодействия и не проявляется для идеальных газов
(при адиабатическом дросселировании идеального газа температура не изменяется). Положительный дроссель-эффект широко используется в технике для получения низких температур и сжижения газов по причине простоты конструкций дроссельных устройств.
|
![]() | ![]() |
Дроссельная заслонка- дроссельный клапан, в котором регулирование расхода жидкости или газа осуществляется поворотной пластиной (заслонкой), укреплённой на оси, проходящей через центр канала перпендикулярно потоку.♦ Дро́ссельная засло́нка |
![]() | ![]() |
Дроссельная характеристика ГТД- зависимости основных показателей работы газотурбинного двигателя (тяги или мощности, удельного расхода топлива, температуры газов перед турбиной ГТД и т. д.) от частоты вращения ротора (или расхода топлива) при заданных внешних условиях и принятой программе управления.♦ Дро́ссельная характери́стика ГТД |
![]() | ![]() |
Дроссельная характеристика ЖРД,
- зависимости тяги и удельного импульса жидкостного ракетного двигателя от массового расхода продуктов сгорания при заданном соотношении компонентов топлива, постоянных внешних условиях и фиксированных размерах сопла.
|
![]() | ![]() |
Дроссельная характеристика поршневого ДВС- зависимость изменения эффективных показателей (мощность, удельный эффективный расход топлива, крутящий момент и т. д.) поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) от частоты оборотов коленвала (коленчатого вала) при заданных внешних условиях и постоянной нагрузке.♦ Дро́ссельная характери́стика поршнево́го ДВС |
![]() | ![]() |
Дроссельный клапан- механическое устройство, обеспечивающее перекрытие потока или регулирование расхода жидкости, газа или пара за счёт изменения площади проходного сечения трубопровода. Клапан, в котором расход регулируется поворотом заслонки вокруг своей оси, часто называют дроссельной заслонкой.♦ Дро́ссельный кла́пан |
![]() | ![]() |
Дротик- метательное копьё на коротком древке, широко применявшееся в древности и в эпоху Средневековья.♦ Дро́тик |
![]() | ![]() |
Друза- форма природного кристаллического минерального агрегата в виде группы свободных кристаллов, наросших одним концом (ребром или гранью) на стенки трещин или замкнутых пустот в какой-либо горной породе. Свободная часть кристаллов обычно хорошо огранена, а направление их главного роста относительно поверхности нарастания близко к перпендикулярному. Встречаются друзы многих минералов - аметиста, кварца, кальцита, барита, сурьмяного блеска, флюорита, пирита, гранатов, полевых шпатов т. д.На первой фотографии друза аметиста, а на второй - кварца. ♦ Дру́за |
![]() | ![]() |
ДСП:
|
![]() ![]() | ![]() ![]() |
ДСЧ:
|
![]() ![]() | ![]() ![]() |
ДТ- дизельное топливо. |
![]() | ![]() |
ДТРД- двухконтурный турбореактивный двигатель. Часто применяется также аббревиатура ТРДД (турбореактивный двигатель двухконтурный).На фотографии двухконтурный турбореактивный двигатель ПД-14, предназначенный для пассажирского самолёта МС-21. |
![]() | ![]() |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||